Генеральская дочь | Мир казармам, война церквям | Популярность насмарку

Назвать строй Чили «латиноамериканским социализмом» можно разве что по формально-географическому признаку. А по сути, чилийцы за высокими горами, над медными рудниками строят что-то все больше похожее на тихую и спокойную Западную Европу. Даже президентские выборы у них вполне европейские. Есть кандидат от правоцентристов – седой и белозубый медиамагнат Себастьян Пиньера. Есть кандидат от левоцентристов – потомственный политикЭдуардо Фрей. Они и прошли во второй тур, а кто именно из них победит – не так уже важно, курс развития страны от этого принципиально не изменится. Для оживления картины в выборах участвовали еще пара левых радикалов без шансов на победу. Типичная политическая рутина небольшого государства в Западной Европе. Самое заметное отличие, пожалуй, в одном. Настоящий победитель нынешних выборов – действующий президент Мишель Бачелет. Опросы показывают, что чилийцы избрали бы ее. Но чилийская конституция – одна из немногих в мире, которая запрещает президенту править подряд не то что три, а жалкие два срока (прививка от диктатуры). Поэтому Бачелет уходит под стон чилийцев, оставляя их выбирать между двумя заведомо менее популярными претендентами.

ГЕНЕРАЛЬСКАЯ ДОЧЬ

Каждый сам для себя может решить, кто именно сумел превратить Чили из полунищей страны громких военных переворотов в региональный образец политической и экономической стабильности. В зависимости от идеологических предпочтений это достижение можно записать в заслугу либо 17-летнему пребыванию у власти генерала Пиночета, либо последующему 20-летнему правлению коалиции левых партий. Но при любом раскладе трудно не заметить, что чилийские левые – какие-то не совсем латиноамериканские. Что-то вроде британских лейбористов, а может, даже умереннее. Казалось бы, у завершающей свой президентский срок социалистки Мишель Бачелет (Башле для знающих французский) в биографии были все данные, чтобы стать еще одним продолжателем славного дела Фиделя Кастро. Ее отец, генерал Бачелет, отказался предать президента Альенде во время военного переворота Пиночета в 1973 г. За это его вскоре замучили до смерти в тюрьме. Самой Мишель Бачелет тоже досталось. 22-летнюю студентку-медика вместе с матерью арестовали и пытали, выбивая признания в сотрудничестве с мировым коммунизмом. Только через несколько месяцев друзьям ее отца из числа менее принципиальных военных удалось добиться для Бачелет освобождения и права уехать из страны. Как настоящая социалистка Бачелет не стала селиться в капиталистическом мире и уехала жить в ГДР, где продолжила свое медицинское образование. При первой возможности, в 1979 г., она вернулась обратно на родину. ГДРовский диплом не признали, пришлось начинать учиться заново, но зато она смогла встать в ряды чилийских социалистов, борющихся против военной диктатуры. Социалисты пришли к власти в 1990 г., Бачелет – чуть попозже. В 2000 г. она стала министром здравоохранения, потом обороны, а потом победила на президентских выборах 2006 г.

МИР КАЗАРМАМ, ВОЙНА ЦЕРКВЯМ

Тут, после пиночетовских застенков, ей бы начать повальную люстрацию и национализацию неправедно нажитой собственности. Но ничего этого не случилось. Весь свой социалистический пыл Бачелет направила на общественно-политическую сферу, а в экономике предпочла умеренность и преемственность. Традиционную чилийскую систему ценностей Бачелет, действительно, изменила очень сильно. Начать с того, что в консервативно-католическом ибероамериканском мире она оказалась первой женщиной, которой удалось стать президентом, не являясь при этом женой предыдущего руководителя. Да что там – Бачелет вообще никому не жена, а разведенка с тремя детьми от двух разных мужчин. Мало того, она еще хвастается тем, что в бога не верует, называя себя «воплощением всех смертных грехов». Ничего удивительного, что такая дама отдала половину министерских портфелей в новом правительстве женщинам, а самое страшное – разрешила свободную продажу противозачаточных таблеток девушкам старше 14 лет в стране, где 70% – католики, которым Папа даже презервативами пользоваться запрещает. Со славными традициями чилийского офицерства Бачелет обошлась гораздо мягче, чем с католическими ценностями. Ее, как социалистку и дочь генерала, назначили на пост министра обороны – чтобы примирить левых с военными. Уже в должности президента ей пришлось решать неприятный вопрос с похоронами Пиночета. Тогда Бачелет постаралась максимально смягчить ситуацию. Бывшего диктатора хоронили не с президентскими, но с генеральскими почестями в присутствии действующего министра обороны левого правительства. Игнорируя левый пацифизм, Бачелет не жалеет денег на то, чтобы чилийская армия по-прежнему оставалась одной из самых боеспособных в регионе. В 2006 – 2008 гг. 17-миллионная страна потратила на импорт вооружений, в основном из Европы, почти $2,5 млрд. Но вот степень независимости военных при Бачелет сильно уменьшилась. В сентябре 2009 г. чилийскую армию лишили важнейшего источника дохода – права на 10% от продаж медной госмонополии Codelco. Теперь вопросы военного финансирования будут решаться исключительно правительством.

ПОПУЛЯРНОСТЬ НАСМАРКУ

В экономике Бачелет вела себя намного сдержаннее. Вместо полной социальной справедливости в недельный срок – постепенное повышение доступности социальных благ. Начиная с 2007 г. и вплоть до планов на 2010 г. крупнейшая статья бюджетных расходов – образование. Отличникам дарят компьютеры, оплачивают стажировку за рубежом, предоставляют льготные государственные кредиты на обучение, но о бесплатном высшем образовании речи не идет. Во внешней политике социализма еще меньше – полная беспринципность ради максимальной интеграции страны в мировую экономику. Чили стало первым государством континента, создавшим с США зону свободной торговли. Аналогичные соглашения были заключены с Евросоюзом, Китаем, Японией, Мексикой, Канадой, Южной Кореей. Переговоры идут с Индией, Австралией, Колумбией. Имидж самой цивилизованной страны Латинской Америки обеспечивает приток иностранного капитала. По объему накопленных прямых зарубежных инвестиций ($108 млрд по итогам 2008 г.) Чили уступает на континенте только Бразилии. Мировой кризис в Чили не очень заметен. В 2009 г. прогнозируется по нынешним меркам небольшое падение ВВП (на 1,7%), а уже в 2010 г. экономика должна вернуться к привычному 4% росту. Главная антикризисная мера – массовое строительство новых кварталов социального жилья в Сантьяго. За кризисный год количество работающих по этой правительственной программе строителей выросло на 150 000 человек. Новые квартиры на льготных условиях должны получить 600 000 семей. А Сантьяго, возможно, станет первой латиноамериканской столицей, где нет трущоб. Если бы чилийцы так не переусердствовали в демократизации общества после Пиночета, то в нынешних президентских выборах не было бы вообще никакой интриги. Сейчас рейтинг поддержки Мишель Бачелет превышает 80%, и она бы без проблем переизбралась на второй срок. Но левые сами приняли конституционную поправку, запрещающую переизбираться. И теперь эта поправка может закончить их 20-летние пребывание у власти. Чилийцы полюбили именно Бачелет и на «операцию преемник» не согласны. В первом туре 13 декабря кандидат от левых Фрей набрал чуть больше 30%, не помогла даже активная поддержка действующего президента, а консервативный миллиардер Пиньера близок к 50%. Если он победит во втором туре, Чили станет второй страной Южной Америки, где у власти правый президент, и пробъет брешь в сложившемся за последние годы монолите латиноамериканского социализма.