«Когда запускаешь стартап, никогда не догадаешься, во что превратится идея под влиянием внешних обстоятельств», – утверждает Руслан Маджитов. Ему 33 года, сорвался делать свой бизнес с поста директора по маркетингу холдинга Е-house (магазины Dostavka.ru, Bolero.ru и другие). Его привлекла идея создать гибрид социальной сети для интернет-магазинов, где любые товары продавались бы по личным рекомендациям пользователей друг другу. Спустя два года после запуска его сайт Yagoodza превратился в площадку для магазинов, где продаются вещи дизайнеров, популярных среди хипстеров. Но и на этом процесс смены модели не остановился, а Маджитов извлек уроки, полезные для каждого стартапера. С самого начала Yagoodza искала инвесторов и в итоге взяла около полумиллиона долларов от фонда Inventure. В начале 2008 года Александр Локтев (бывший менеджер «Юкоса») и Юрий Калашнов (в прошлом издатель журнала «Секрет фирмы») создали этот фонд в виде классического бизнес-инкубатора. Они приглашали к себе стартапы и за долю в бизнесе предоставляли им, как выражается Калашнов, «чай, кофе и потанцуем» – офис, бухгалтерию и инвестиции. Выбрав из 500 проектов на стадии идеи Yagoodza начинающие инвесторы не предполагали, что ввязавшись в историю с этим сервисом – так же как и Маджитов – получат что-то вроде высшего стартаперского образования. Yagoodza «купила» инвесторов, прежде всего, модной темой social shopping. Это социальные сети с возможностью совершать покупки или, наоборот, интернет-магазины с элементами социальных сетей. Их цель – создать общение вокруг товаров, которое облегчит выбор. Идея благородная: люди сами формируют ассортимент из вещей, которые им нравятся, а не покупают то, что им «впаривают». Вещи продаются на сайте партнерскими интернет-магазинами. Маджитов планировал зарабатывать на продаже переходов на сайты магазинов – то есть, по сути, на рекламе. На западе подобные сервисы – Kaboodle.com, Wists.com и Thisnext.com – окупились за считанные месяцы. Первая ошибка, которую допустили инвесторы, – превратили автора идеи в наемного менеджера. Фонд получил контрольный пакет и платил лидеру «большую зарплату». «Мы были слишком жадными», – признает Калашнов. В итоге предприниматель потерял мотивацию. «Инвесторы дали мне расслабиться, – говорит Маджитов. – А стартаперы должны быть голодными и злыми». Вторая ошибка была связана с первой. Получив приличную компенсацию, создатель Yagoodza не стремился оспаривать сомнительные решения, которые спускались ему инвесторами. Например, работа над проектом началась с ошибки: изготовление сайта Yagoodza отдали на аутсорсинг. У двух членов совета директоров Inventure был успешный опыт работы с программистами-аутсорсерами и инвесторы продавили решение, что в штате программисты не нужны. В случае с Yagoodza этот принцип навредил бизнесу. Хочешь добавить на страницу сайта новую функцию – например, добавление комментариев? Пожалуйста, надо переписывать программный код заново. Аутсорсеры этого не делали: они получали деньги за готовый проект и экономили время – оставляли код прежним, и добавляли к нему «программы-костыли». «Костылей» набралось столько, что сайт сбоил. В итоге программистов все же наняли, а сайт обошелся в двойную цену. Третья ошибка касалась стратегии. Проект запустился в кризис, и инвесторы решили особенно не тратиться на рекламу. Несколько месяцев оплачивалась лишь поддержка сайта, но аудитория сервиса и не думала расти органически. Инвесторы выжидали, когда настроения испугавшихся кризиса потребителей изменятся, а проект тем временем стагнировал. Однако, Маджитов понял, что дело вовсе не в рекламе. Воплощению красивой идеи помешал российский менталитет. «Страна не доросла до социального шопинга», – вспоминает Руслан Маджитов слова Елены Масоловой из Darberry. Если кто-то размещал на сайте, например, описание автомобиля, то сразу одумывался и спешно звонил в службу поддержки с вопросом, как его убрать. Делиться информацией о личных вещах мало кто хотел. Сервисом пользовались, например, нумизматы и филателисты, которые размещали в анкетах списки коллекционных монет и почтовых марок. Большинство вещей из анкет относились к двум категориям – дизайнерские безделицы и экзотические гаджеты. Из этого Маджитов заключил, что Yagoodza интересен модникам, и решил адаптировать сервис для них. Услышав о полной смене концепции, инвесторы возразили: «Давайте следовать плану». Но тут сговорчивый Маджитов взбунтовался и продавил свое решение. Более того – он перестал получать зарплату и вообще перестал вынимать деньги из проекта, зарабатывая на жизнь консультированием интернет-бизнесменов. Летом 2010 года Yagoodza был переделан так, что места для общения на нем стало меньше, а товаров – больше. Маджитов привлек 1500 интернет-магазинов с дизайнерской кухонной утварью, гаджетами, сувенирами и аксессуарами. Чтобы удержать посетителей на сайте, одну из страниц сайта сделали так, чтобы ее можно было прокручивать бесчисленное количество раз. С каждой прокруткой на ней появляются все новые необычные вещицы, которые интересно поразглядывать. «Мы слишком настойчиво вникали в проект и навязывали его лидеру свои идеи, – признается Калашнов. – Я не знаю, кто такие хипстеры, но Руслану доверяю». Недавно проект вышел на самоокупаемость, а к осени 2011 года Маджитов обещал инвесторам возврат всех вложенных в него когда-то средств. Но вместе с форматом магазина Маджитову пришлось сменить и бизнес-модель. Сейчас он продает магазинам-партнерам не переходы на их сайты, а пакеты услуг по подписке. На Yagoodza можно разместиться бесплатно. Можно платить 999 рублей – тогда предложения от интернет-магазина быстрее проходят модерацию и подсвечиваются красным цветом. Если заплатить 2999 рублей, магазин попадает в рассылку по базе пользователей Yagoodza. За 9999 рублей в придачу ко всему перечисленному дается 100 000 показов баннера на главной странице. Маджитов решился на такие перемены, поверив в том числе мнению венчурного капиталиста Дэйва Макклюра, который написал в своем блоге: «Следующее десятилетие за стартапами, которые используют модель абонентской платы». Маджитов убежден, что это так, но пока переход на новую модель скачка в доходах не принес. Выручка Yagoodza растет постепенно, в месяц сервис зарабатывает 345 000 рублей. Коллеги по рынку относятся к сужению аудитории сдержанно. С точки зрения Максима Фалдина, совладельца интернет-молла Wikimart, на одних хипстерах успеха не добьешься. По его данным, объем российского рынка электронной коммерции составляет $8 млрд – против $80 млрд, например, у Англии. Проект Yagoodza играет на микроскопическом кусочке этого рынка, и его судьба – несколько лет оставаться малым бизнесом. Но Маджитов все же надеется совершить рывок. В декабре он начнет оказывать курьерские услуги и услуги приема платежей для магазинов-партнеров. Второе направление – продажа одежды молодых дизайнеров. На западе одежда – самый крупный сегмент электронной торговли, опередивший электронику. Одежда занимает на Yagoodza 70% от всех товаров. За счет нее, уверен Маджитов, проект выстрелит. Теперь его отношения с инвесторами устроены взаимовыгодно: освобождение от статуса топ-менеджера не только развязало ему руки, но и послужило стимулом к экспериментам. Быть голодным и злым или сытым и добрым – зависит от него. Подобный подход – не шоковая терапия, но действенное средство превращения из наемного менеджера в предпринимателя.
Злой и голодный
Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Проект «Republic» либо касается деятельности иностранного агента Проект «Republic»
Создатель стартапа Yagoodza Руслан Маджитов едва не угробил проект, доверившись опыту инвесторов. Какие уроки он получил, когда обрел свободу и лишился зарплаты?
Из-за новых требований российского законодательства нам приходится удалять некоторые комментарии — для безопасности участников дискуссии и сотрудников Republic.
Загрузка комментариев
Загрузка...