24 декабря в областном центре Казахстана Усть-Каменогорске состоялся общественный форум, на котором 850 делегатов со всей республики выступили с инициативой оставить действующего президента Нурсултана Назарбаева у власти как минимум до 6 декабря 2020 года. Участники съезда подали заявку в ЦИК РК на проведение референдума и ожидают, что он может состояться уже в первой половине 2011 года. 

Это уже вторая громкая инициатива в этом году, касающаяся статуса первого президента республики. Весной, накануне 70-летия Назарбаева, он был утвержден лидером нации. Сам президент отказался подписывать утвержденный парламентом закон, и он вступил в силу только после преодоления депутатами президентского вето.

Зачем же понадобилось еще одно подобное предложение? Статус лидера нации и без того закрепляет за Назарбаевым уникальное положение в политической системе Казахстана и дает ему право избираться на пост главы государства неограниченное количество раз. А советник президента Ермухамет Ертысбаев уже заявил о планах президента участвовать в следующих выборах в 2012 году. Однако в случае проведения референдума, результат которого можно предсказать уже сейчас, президент сможет оставаться на своем посту и без выборов.

Эта лавина инициатив походит на непрекращающееся соревнование в лояльности различных групп общественности Казахстана, которое в итоге наносит удар по имиджу президента. И Назарбаев, вероятно, это понимает. Например, он строго-настрого запретил широкое празднование своего юбилея. «Если кто-нибудь начнет что-то делать к 70-летию, я его сниму с работы. Никаких подготовок», – заявил он на одном из совещаний.

С другой стороны, политическая ситуация в Казахстане пока не дает каких-либо альтернатив правлению Назарбаева, и озвученные инициативы можно воспринимать как реальные варианты дальнейшего развития ситуации. В окружении Назарбаева пока нет политика, которого могли бы поддержать все элитные группы в случае его выдвижения в преемники. Более того, сам президент вынужден постоянно сохранять баланс между группами влияния. Таким образом, Назарбаев остается главным сдерживающим и стабилизирующим фактором для казахстанских элит и республики в целом. 

Раз вопрос смены лидера не стоит, то основная дискуссия разворачивается о том, каким образом Назарбаеву остаться у власти. Вариант с наделением полномочиями без выборов требует внесения изменений в Конституцию. Кроме того, Нурсултану Абишевичу в 2020 году исполнится восемьдесят, и будет уже почти 30 лет, как он находится на посту главы республики. Да и пространства для маневра у президента останется меньше: под давлением таких обязательств уже не уйдешь на покой в любой момент. К тому же выборы – это не только показатель приверженности демократическим ценностям, но и регулярная встряска, мобилизация не только элиты, но и общества.

Как бы ни сложилась ситуация, все перечисленные варианты сохранения за Назарбаевым поста президента – с выборами или без – оставляют открытым главный вопрос: каким будет Казахстан после него?