Как выжил Ахмед Закаев | По стопам муллы | Герой-любовник
Городской суд Осло приговорил российского неонациста Вячеслава Дацика к восьми месяцам тюрьмы за незаконное хранение оружия. Дацик, бывший боец без правил по прозвищу Рыжий Тарзан, состоял членом одной из запрещенных в России праворадикальных группировок. Он был осужден за серию ограблений салонов мобильной связи, но из-за диагноза «шизофрения» его перевели из тюрьмы в психиатрический стационар под Гатчиной. Летом Дацик оттуда сбежал, а в конце сентября объявился в Норвегии, где попросил политического убежища. Во время обращения к иммиграционным властям страны Тарзан сдал заряженный пистолет, что и послужило поводом для ареста. Иммиграционные власти Норвегии отказали Дацику в предоставлении убежища, а российская Генеральная прокуратура официально потребовала его выдачи как уголовного преступника. Но сейчас, находясь в тюрьме, Дацик надежно защищен норвежским правосудием.
Когда сподвижники Дацика выложили в YouTube запись процедуры его сдачи норвежским иммиграционным властям (этот материал позже убрали с ресурса), могло показаться, что у безбашенного Тарзана окончательно поехала крыша. Он явился в полицию по делам иностранцев с заряженным револьвером, поэтому его сразу взяли под арест. Затем полиция нагрянула в татуировочный салон Metal Tattoo, где Дацик остановился после прибытия в Норвегию, и обнаружила еще пять единиц незаконно хранящегося оружия. Сподвижников Дацика также арестовали, и, казалось, неонацистская группировка вскоре будет окончательно разгромлена. Теперь же понятно, что эпатаж Дацика был неслучаен: предстань Тарзан невинной овечкой, он мог быть депортирован в Россию в течение 48 часов. Дело в том, что норвежские иммиграционные власти в последнее время значительно ужесточили правила предоставления убежища в стране. Была введена процедура ускоренной депортации лиц, прибывших из стран, где, по мнению норвежских властей, не наблюдается преследований по политическим, религиозным или иным мотивам. Россия, как и большинство стран бывшего СССР, не считается опасной для проживания страной, и возможность получить статус беженца в Норвегии сегодня минимальна даже для выходцев с Северного Кавказа. Другое дело, если человек нарушил норвежские законы. Тогда он сначала должен подвергнуться судебной процедуре, а затем уже может быть отправлен на родину. А нелегальное хранение оружия по норвежскому закону тяжким преступлением не является – нарушителям грозит срок около 8 месяцев. И пребывание в местной тюрьме Тарзана совсем не пугает: он сравнил свое заключение с отдыхом в гостинице класса люкс. «Я не могу это учреждение назвать тюрьмой. Съездите в «Кресты» и сами все увидите», – объяснял Дацик норвежским журналистам. Поэтому Рыжий Тарзан смело взял на себя все найденные в Metal Tattoo незаконные стволы, чем вывел из-под удара своих местных соратников-подельщиков. Владелец салона Станислав Приходько уже освобожден из-под ареста, хотя и находится под подпиской о невыезде. Отметим, что Норвегия – единственная страна в мире, где в открытом доступе в интернете находятся данные о налогоплательщиках-частных лицах. Так вот, Приходько, неоднократно выступавший за чистоту белой расы, официально не заработал в прошлом году ни кроны. А Дацик не только признал свою вину и просил суд назначить максимальный срок наказания, но даже предстал в образе раскаявшегося агента ФСБ. Ему якобы было поручено убить Ахмеда Закаева в обмен на освобождение из российской тюрьмы его друга. Тарзан не смог ответить, где сейчас проживает Закаев, и суд посчитал эту версию недоказанной.
Если Дацика депортируют в Россию, ему угрожают не только жестокие пытки и абсолютно негуманное обращение, но даже смертная казнь, считает его защитник Фридтьоф Фейдт. «Печально, что Дацику понадобилось переплыть на лодке через все Балтийское море и попасть в Норвегию для того, чтобы все убедились в его психическом здоровье. Но теперь мой подзащитный здесь, и, по-моему, он не может быть выдан России», – считает Фейдт. Норвежский тюремный врач признал Дацика психически здоровым. Норвегия подписала международные конвенции по правам человека, обязывающие страну не депортировать тех, чья жизнь на родине может подвергнуться опасности. По этой причине в Норвегии уже долгое время проживает мулла Крекар, который несколько лет назад получил убежище по квоте Верховного комиссара ООН по делам беженцев. Крекар был лидером одной из исламских группировок, которая вела вооруженную борьбу с режимом Саддама Хусейна. Попав в Норвегию, он стал призывать к «священной борьбе» мусульман с США и Западом, приветствовал события 11 сентября 2001 года и называл себя другом Усамы бен Ладена. Крекар даже попал в список самых разыскиваемых террористов американского ФБР. Но Норвегия отказывается депортировать муллу в Ирак (чего добиваются иракские власти), поскольку там его могут приговорить к смертной казни. Праворадикальные группировки в Западной Европе постоянно используют Крекара как пример излишней толерантности норвежских властей и нежелания бороться с угрозой радикального исламизма. Теперь, если процесс Дацика затянется, у него есть шанс пройти всю бюрократическую цепочку по предоставлению убежища. Адвокат считает, что у него есть в запасе около года.
Защитник Дацика, правда, признает, что свое веское слово может сказать и российская сторона. «Альтернатива может заключаться в том, что российские власти на высоком уровне предоставят гарантии того, что Дацика не казнят и не будут пытать. Тогда возможности апелляции к иммиграционным властям отпадут», – считает Фейдт. Министр юстиции Кнут Стурбергет заявил, что хотел бы скорейшего выдворения Дацика из Норвегии. А Рыжий Тарзан наслаждается пребыванием в норвежской тюрьме, где занимается спортом и почти не ограничен в общении по телефону. «Я хочу находиться в тюрьме по личным основаниям», – сказал довольный новоявленный узник совести. Оказывается, находясь в застенке класса люкс, он познакомился с русской женщиной, проживающей в Германии, и у них завязались романтические отношения. А пока наметился лишний повод показать Дацика по норвежскому или российскому телевидению. История Рыжего Тарзана все больше напоминает «Дом-2» или его норвежский аналог – «За стеклом». И свадьба в такой передаче окажется весьма уместной. А всякие нацистские приветствия Тарзана и его угрозы в адрес представителей других национальностей можно и не выпячивать. Зачем портить телезрителю хорошее настроение? Событий на Манежной площади и так с лихвой хватило.