Наши поздравления «Аэрофлоту». Когда в начале прошлого года национальная авиакомпания затеяла крестовый поход на туристический рынок, сложно было представить, насколько эффективным он окажется. И вот, за без малого год, «Аэрофлот» превратился в заметного участника рынка. Мы провели анализ предложений десятка ведущих туроператоров: спрос на его рейсы почти сравнялся со спросом на рейсы лидера туристического рынка среди авиаперевозчиков – авиакомпании «Трансаэро». Переход туристических авиаперевозок в руки двух крупнейших авиакомпаний страны привел еще к одному интересному тренду: туроператоры стали чаще пользоваться услугами иностранных перевозчиков. Почему так вышло и к чему это приведет? При Валерии Окулове, много лет возглавлявшем национальную авиакомпанию, «Аэрофлот» демонстративно отказался от чартерных перевозок, на туристическом рынке его почти не осталось. В каком-то смысле это была вынужденная мера: на рынке говорят, что перевозчику не хватало самолетов, чтобы обслуживать регулярные рейсы. Похоже, это действительно так: несколько лет назад «Аэрофлот» поставил на обслуживание внутренней сети дочерние авиакомпании – «Норд» и «Дон», а сам сконцентрировался на международных маршрутах. Это продолжалось до тех пор, пока под Пермью не разбился «Боинг» аэрофлотовской «дочки». А к тому моменту, когда в авиакомпанию пришел новый генеральный директор Виталий Савельев, «Аэрофлот» вывел из парка неэффективные самолеты советского производства, параллельно пополнив флот новыми самолетами А330 и А320. Новая коммерческая команда национального перевозчика начала эксплуатировать их по полной программе. Тем более, что коммерческим директором в прошлом году назначили человека, связанного с туристическим рынком, – Андрея Калмыкова. На рынке тут же заметили: «Аэрофлот» вернулся в туризм. Сперва «Аэрофлот» вспомнил сам и напомнил всем присутствующим, что он является назначенным перевозчиком на международных маршрутах. А это значит, что именно он может определять, кому летать, а кому не летать чартерным образом на принадлежащих ему направлениях. Авиакомпания отказала конкурентам в чартерных программах, а Росавиация это решение поддержала. Вот простой пример: еще год назад «Аэрофлот» выполнял 5–7 рейсов в неделю в Таиланд, а в этом сезоне – уже от 14 до 19 рейсов. Подвинув региональных перевозчиков типа «Ямала», «Татарстана» и прочих, которые в высокий сезон обслуживают турпотоки, «Аэрофлот» почти догнал «Трансаэро». Последняя еще несколько лет назад смогла перевести свои чартеры в разряд регулярных рейсов и стать первой на рынке авиакомпанией, удачно совместившей туристический бизнес и деловые направления. Теперь, с приходом на эту «поляну» «Аэрофлота», «Трансаэро» активно развивается в регионах, открывая регулярные рейсы по туристическим направлениям из российской глубинки. Эксперты отрасли говорят: за год авиационный туристический рынок стал более цивилизованным. Работать с такими грандами, как «Аэрофлот» и «Трансаэро», надежно. Но дорого: тот же «Аэрофлот» выставляет жесткие санкции за отказ от блоков мест на своих рейсах и вообще «торгует» направлениями на тендере: кто больше заплатит, тот и получит кресла в его самолетах. Отчасти именно это способствовало увеличению доли иностранных авиакомпаний на туристическом рынке России. По словам туроператоров, иностранцы дешевле и мягче в переговорах. Да и «Аэрофлот» тут помог: ведь рынок международных перевозок регулируется межправительственными соглашениями. А это значит, что при увеличении количества рейсов «Аэрофлота», «Трансаэро» или любого другого назначенного перевозчика, следует аналогичный ответ со стороны иностранных компаний. Возможно, уже в этом году на рынке будет переизбыток предложения от авиакомпаний – иностранных, «Аэрофлота», «Трансаэро». Да и те самые небольшие российские перевозчики наверняка будут биться за место под солнцем, пытаясь демпинговать, привлекать клиентов если не именем, то ценой. А для туристов это хорошая новость: путевки могут подешеветь.

Спрос на авиакомпании среди туроператоров
%

ИСТОЧНИК: ДАННЫЕ КОМПАНИЙ, АНАЛИЗ SLON.RU