ГАЗ выбрал свой путь и даже объявил о том, в чем будет его суть. Испробовав метод сборки на иностранных конвейерах собственной модели – Volga Siber (читай – старый Chrysler Sebring), производитель все-таки пришел к тому, что выпускать у нас самостоятельно автомобиль не выходит. Как рассказал в интервью Bloomberg президент Горьковского автозавода Бо Андерссон, уже через несколько недель производитель может объявить о двух новых договоренностях – с General Motors и Volkswagen.
Производство, где можно выпускать порядка 150 000 автомобилей, автоконцерны разделят следующим образом: 100 000 заберет VW, и 30 000 – 40 000 будет использовать GM. В General Motors не стали комментировать сообщение главы ГАЗа. А в Volkswagen подтвердили, что решение об альянсе может быть принято в ближайшие несколько недель. В обоих случаях планируется СП с российским автопроизводителем. Причем стимул для завершения переговоров дали чиновники, которые установили 28 февраля как крайний срок для заключения новых соглашений, дающих льготы при производстве иностранцам.
Американцы станут на своих мощностях делать Chevrolet Aveo. Заметим, что у General Motors в России уже есть три площадки – собственный завод в Ленинградской области, в Тольятти («GM-АвтоВАЗ») и в Калининграде («Автотор»). Причем все три площадки недозагружены. С технической точки зрения выпускать это количество машин можно было бы на любой из них, уверен заместитель главного редактора «За Рулем» Игорь Моржаретто. И, кажется, только ленивый еще не предположил, что участие в переговорах об освоении новой площадки – попытка GM загладить вину за не проданный в свое время России Opel. Помогло в ведении переговоров и то, что сам Бо Андерссон до самого банкротства глобального General Motors трудился там в позиции одного из топ-менеджеров компании. «Подписать меморандум о намерениях General Motors будет нетрудно, но ведь сперва производитель будет заполнять собственные производственные площадки. И только затем станет осваивать ГАЗ», – убежден Моржаретто. Тем не менее, заключить новое соглашение с Минпромторгом партнерство с ГАЗом не помешает.
По тем же причинам интересно с сотрудничество с ГАЗом и Volkswagen. Что за автомобили концерн планирует производить, Андерссон не рассказал. Однако, как мне рассказывает один из тех, кто знаком с планами производства немцев, один из наиболее вероятных вариантов – перенос в Нижний Новгород выпуск всех моделей Skoda. Несколько несправедливо выходит по отношению к марке – ведь именно в Skoda выступили в свое время с идеей основать завод в Калуге. А теперь это место Skoda, судя по всему, уступит «молоденькой» Polo sedan. Автомобиль по цене от 400 000 рублей оказался востребованным: очереди на полгода вперед собрались всего за пару-тройку недель. Но чтобы наладить выпуск машины с минимальными рисками заводского брака производителю потребовалось время. Теперь, судя по всему, Калуга станет специализироваться на выпуске бюджетных моделей.
То, что происходит с ГАЗом – размещение на своих площадках выпуска иномарок – закономерный, но далеко не уникальный выход, с помощью которого пробуют решить свои проблемы российские заводы. Остальные российские заводы давно уже пошли по тому же пути. Исключение формально пока составляет «АвтоВАЗ», однако и он намерен уже в самое ближайшее время принять «на борт» первую иномарку. Со следующего года под брендом ВАЗа могут начать выпускать машины Nissan Almera Classic.
Этот шаг позиционируется как временное решение – в 2014 году российскую «Альмеру» должна будет сменить на конвейере собственная совместная разработка Renault-Nissan-«АвтоВАЗ». Впрочем, у нас, как известно, нет ничего более постоянного, чем временное. «Альмера», как и Polo, уже начала устаревать и как следствие в прошлом году продажи заметно упали (на 28%). Но после начала производства машины в России она станет дешевле – уже на первом этапе автопроизводителю не нужно будет платить импортные пошлины за этот автомобиль. Для Nisssan запуск на ВАЗе сборки моделей Almera – это возможность предельно быстро войти в сегмент бюджетных седанов и конкурировать с моделями Hyundai Solaris и VW Polo sedan.
Останется ли на этом рынке место для «калин» и «приор» – маловероятно. Их должны будут заменить следующие совместные разработки. Пока, правда, мало кто их видел, хотя говорить про них у нас и любят. Как показывает опыт все тех же Volga Siber, Chevrolet Viva, Chevrolet-Niva, это может быть либо иномарка с новым шильдиком, либо российский автомобиль с новыми элементами в оформлении кузова. В случае с седаном С-класса от «АвтоВАЗа» куда более вероятно первое.