Выступление на конференции Moscow Times «Итоги года: стратегии российских и международных компаний»:

Мы – крупнейший оператор Восточной Европы. Мы, в отличие от многих других отраслей, не так сильно оказались затронуты кризисом. У нас растет выручка – 7% в этом году. Мы до кризиса ожидали 20%, но все равно – растет количество минут на абонента. С этой точки зрения мы не очень пострадали. Нас затронула сильно девальвация, потому что мы финансировались за счет западных кредитов, и когда произошла девальвация, возникли большие потери за счет переоценки кредитов.
Что касается финансирования, у нас были проблемы в начале 2009 г. Даже нам, таким устойчивым, было сложно привлекать деньги. Нас сильно поддержало государство: перенос НДС, ликвидность, которая стала доступной через ЦБ. Мы благодарны государству, которое оказало нам такую помощь. Мы стали привлекать рублевые кредиты, чего раньше не делали.
Но фактически есть один банк соответствующий нам по размеру – это «Сбер». Даже ВТБ и «Газпромбанк» – для них $1,5 млрд – это очень серьезно. У нас в этом смысле с конкуренцией плохо, и для нас как для заемщика это не очень хорошо. Но мы все равно переходим на российское финансирование. Наша проблема была в том, что наша выручка в рублях, а финансирование – в валюте. Сейчас это поменялось: у нас 60% долга – в рублях.
Мы сейчас пошли в розницу, [появляется] много салонов. Это связано с тем, что дилеры либо обанкротились, либо были куплены конкурентами, как «Евросеть». И нам пришлось полезть в несвойственный нам бизнес и торговать трубками. Я надеюсь, это поможет нам снизить отток абонентов.
Чем нам помог кризис: мы смогли купить компанию, которую давно хотели купить – это «Комстар». Мы ее купили в три раза дешевле, чем несколько лет назад «Вымпелком» купил «Голден телеком». Кризис дал возможность дешевой покупки.
Что касается 2010 года – в российской экономике все будет зависеть от цены на нефть. Если будет около $70, будет все ничего. Будут проблемы с плохими долгами, они уже начались, но это не должно привести к серьезному провалу.
Ответы на вопросы:
– Вы сказали: «Мы пока крупнейшие в Восточной Европе». Почему пока?
– У нас довольно ожесточенная борьба на российском рынке с «Вымпелкомом». Мы пока лидеры, но отрыв «Вымпелкома» серьезно сократился. Довольно тяжело.
– А что будет, если появится четвертый полугосударственный оператор?
– На таком зрелом рынке очень тяжело будет четвертому. Ему придется сильно демпинговать, что будет убивать и его и нашу экономику. Кроме того, в некоторых регионах это даже уже будет пятый конкурент, потому что кое-где Tele2 довольно сильный. С «Мегафоном» была ситуация другая. Это был рынок [слабого] проникновения. Сейчас проникновение уже 125%. Мы так смотрели в Казахстане и решили не входить, не покупать – слишком зрелый рынок, 100% проникновение.
– А бренд «Стрима» оставите?
– В следующем году начнется ребрендинг, будем переходить на яйцо.