Несомненно, это будет знатный аукцион. Аукцион, в котором примут участие именитые претенденты на актив. И от того, чьей табличке будет предназначаться троекратный удар молоточка аукциониста, будет зависеть судьба московского авиационного узла. С тех пор, как много лет назад аэропорт «Домодедово» стал частным, а премьер-министр Михаил Касьянов пытался отдать аэропорт «Шереметьево» в управление «Альфа-групп», структура собственности столичных аэропортов серьезно не менялась. Если не считать, что контрольный пакет «Внуково» перешел из одних государственных рук (Росимущество) в другие (правительство Москвы). Прежняя мэрия и Юрий Лужков аэропорт «Внуково» любили. Вместе с частными акционерами строили там новые терминалы, реконструировали дороги – к этому столичному аэропорту проложено целых две. В общем, холили и лелеяли. Но новой мэрии и Сергею Собянину больше нужны деньги, а не аэропорт, поэтому его продадут. 75% акций ОАО «Аэропорт Внуково» оценили в 27 млрд рублей. И вроде бы мэрия этой оценкой недовольна. Ну правильно: прежняя мэрия аэропорт очень любила и вкладывала гораздо больше денег, чем можно было бы выручить при продаже в ближайшее время. Не столько даже в сами терминалы, сколько в прилегающую инфраструктуру. И вот, мэрия еще не объявила свой аукцион (вообще, она должна его объявить, иначе нарушит законодательство), а на аэропорт уже выстроились именитые претенденты. Вроде бы интерес проявляет «Ренова». Она управляет аэропортом «Кольцово» в Екатеринбурге, и весьма неплохо. Аэропорт преобразился, а в 2010 году обслужил рекордное за последние 18 лет количество пассажиров – 2,7 млн человек. Помимо «Реновы», это «Базовый Элемент». Ему принадлежат несколько аэропортов на юге России и главная жемчужина – аэропорт Сочи. За московский пакет планирует биться и нынешний частный акционер аэропорта Виталий Ванцев. А АФК «Система» уже якобы специальную компанию создает под покупку аэропорта. В каждом аукционе, пусть пока и не объявленном, существует явный фаворит. На нашумевшем несколько лет назад аукционе по продаже сочинского аэропорта он тоже был – «Базэл». В одной из компаний, собиравшихся было в нем поучаствовать, мне рассказывали: «Идти на конкурс было бесполезно, нам дали понять, что уже все решено на самом верху, аэропорт получит Дерипаска». В случае с аэропортом «Внуково», похоже, что фаворит – АФК «Система». Говорят, что Сергей Собянин и Владимир Евтушенков практически ударили по рукам. Но это не значит, что можно поставить точку и все решено. Маловероятно, что Собянин может единолично решать, кто будет собственником аэропорта «Внуково», не посоветовавшись со старшими товарищами. С учетом того, что в высших чиновничьих кругах зреют идеи объединить аэропорты Московского авиаузла под одним управлением, новый собственник должен быть готов купить не только «Внуково», но и объединиться с «Шереметьево»: либо купить и его, либо соглашаться на совместное управление. А такое не каждому доверят. Давайте еще раз глянем на самых сильных, на первый взгляд, претендентов. Тот факт, что после Сочи «Базэлу» вряд ли следует ожидать подарков судьбы от аэропортового бога, был подтвержден на конкурсе в Петебурге, когда Смольный отдавал «Пулково» в концесиию. «Базэл» был тогда аутсайдером, как говорили в кулуарах, в том числе и на том основании, что Сочи ему – более чем достаточно, там еще не все сделано. Вот и шансы «Базэла» на «Внуково» почему-то кажутся мне призрачными. Связи АФК «Система» с мэрией вроде бы надежные. Но не слишком ли много всего АФК получает в последнее время: «Русснефть», «Башнефть», крупнейшее из месторождений – Требса и Титова? А вот «Ренова» при более внимательном рассмотрении видится не таким уж аутсайдером. Особенно если к ее потенциальной заявке присоединилась бы «Альфа-групп» (вместе с «Шереметьево» или без него). «Альфа» и «Ренова» в консорциуме владеют российской частью нефтяной компании ТНК-ВР, они давние партнеры – еще по Тюменской нефтяной компании. У «Реновы» есть опыт управления аэропортом «Кольцово», а у «Альфа-груп» – авиакомпания-дискаунтер Avianova (которая недавно поменяла «Внуково» на «Шереметьево») и нереализованные когда-то амбиции получить в управление «Шереметьево», и именитые покровители в администрации президента и правительстве. Такой консорциум мог бы потянуть и проект по Московскому авиаузлу. Но кто бы ни стал реальным претендентом на «Внуково», он не должен сбрасывать со счетов нынешнего частного акционера московского аэропорта – Виталия Ванцева. Он до последнего бился с «Базэлом» за сочинский аэропорт, но уступил. А уж за свой собственный наверняка станет драться еще более ожесточенно. В продаваемом ОАО «Аэропорт Внуково» ему принадлежит около 25% и еще 75% – в ОАО «Международный аэропорт Внуково». А это значит, что аукцион – или подготовка к нему – будет интереснейшим. И мэрия явно получит за свой актив много больше стартовой цены. А победителю следует включить в свою ставку на аукционе цену пакета Ванцева.