Французский автогигант Renault, заявивший две недели назад о том, что компания стала жертвой промышленного шпионажа, не торопится развеивать домыслы и опровергать многочисленные версии, которыми все плотнее обрастает это дело. Официальные лица концерна до сих пор не обнародовали никаких доказательств причастности к утечке секретной информации троих сотрудников компании, уволенных в первый рабочий день года без суда, следствия и выходного пособия. Версия событий, представленная Renault, кишит недомолвками, а местами и вовсе настолько неправдоподобна, что заставляет усомниться, имели ли вообще место шпионские происки. А может, все это рекламный финт, или паранойя, или подстава недремлющих конкурентов? Дело ясное, что дело темное. Начать хотя бы с того, что вся каша заварилась из-за очередной анонимки, полученной в компании в конце августа прошлого года. Липовые кляузы, по словам сотрудников, приходят в Renault толстыми пачками. Проводить расследование по каждой – все равно, что устраивать охоту за привидениями. Но автор этого доноса сумел-таки привлечь внимание к своему творчеству. Renault не сообщает, что конкретно привлекло внимание руководства. Известно лишь, что полученная информация дала основания заподозрить в шпионаже члена совета директоров концерна и двух ключевых сотрудников, занимающихся разработкой электромобилей (в этот проект Renault совместно со своим партнером Nissan инвестировала 4 млрд евро). По словам президента Renault Карлоса Гона, известие о том, что в компании, возможно, завелись стукачи, сливающие секретные ноу-хау конкурентам, «повергло его в шок». «Мы сразу поняли, что дело крайне серьезное», – утверждает глава концерна. Допустим, что так оно и было, и что содержание анонимки действительно дало Renault веские основания подозревать в шпионаже трех ведущих специалистов, проработавших в стенах концерна более 10 и даже 20 лет. Почему же в таком случае высшее руководство компании обратилось за помощью к полиции и спецслужбам только 4 месяца спустя? Почему не поставило в известность французское правительство, которому принадлежат 15% акций компании? О возможных утечках в Renault французское правительство узнало из газет только в январе, когда дело было предано огласке. Ошарашенный подобным известием, министр промышленности Франции Эрик Бессон от неожиданности заговорил даже об «экономической войне», которая может угрожать стране. И только две недели спустя выяснилось, что целью преступников была не кража технологий, а данные об экономической модели, связанной с выпуском электромобилей. Глава концерна Карлос Гон заверил, что большого ущерба утечка не нанесет. В течение четырех месяцев после получения загадочной анонимки Renault проводила расследование втихомолку и своими силами. Для этого – по неподтвержденной, но и неопровергнутой информации – наняли частного детектива за 50 000 евро. Сумма подозрительно смехотворная для подобного рода расследования. С детективом компании определенно повезло: мало того, что подвернулся альтруист, так еще и обладающий выдающимися дедуктивными способностями. Потому что иначе непонятно, как меньше чем за четыре месяца он ухитрился раскрыть заковыристую, судя по сведениям анонимных источников в компании, схему передачи информации и получения взяток, которая якобы была отработана сотрудниками-шпионами и компанией-заказчиком. Газета Le Monde, ссылаясь на детектива, заявила, что заказчиком выступала некая китайская корпорация. Взятки (по информации из разных источников в размере от 130 000 до 500 000 евро) передавались, предположительно, через фиктивные фирмы в Шанхае, Гонконге и на Мальте и оседали на счетах в Швейцарии и Лихтенштейне. Появившуюся в прессе информацию о «китайском следе», заграничных счетах и прочих деталях дела руководство Renault комментировать отказывается, но утверждает, что при расследовании компания не нарушила ни одной буквы закона. То есть чудо-детектив раскрыл шпионский заговор, не прибегая к прослушкам телефонов, взламыванию банковских счетов и ящиков электронной почты. Никак не нарушил трудовой кодекс и не вторгся в частную жизнь подозреваемых сотрудников. Тогда снова непонятно: почему компания не привела ни одного конкретного доказательства вины уволенных работников, а просто выставила их за дверь, дав на сбор вещей ровно полчаса. Тут невольно усомнишься: либо доказательств нет вовсе, либо они получены незаконным путем. Кроме того, жалобу в прокуратуру компания подала не на конкретных лиц, а на загадочного Х.
Сообщение об увольнении оказалось для троих сотрудников Renault полной неожиданностью. По их собственным словам, им до сих пор кажется, что вся эта история не более чем абсурдный сон, который начался в первый рабочий день в году, в понедельник 3 января. Свеженькие и отдохнувшие после новогодних празднеств член совета директоров Мишель Балтазар, замдиректора по разработке электромобилей Маттье Тененбом и инженер Бертран Рошетт, ни сном ни духом не подозревающие о грядущих в их жизни переменах, начали день с банальных поздравлений коллег с наступившим годом, а на ковер к руководству отправились с улыбкой на лице, готовясь к обсуждению планов работы на новый год. И тут дело приняло для них неожиданный оборот: всех троих прямо с порога уведомили о немедленном увольнении. Более того, каждому в отдельности был учинен допрос в лучших традициях шпионских романов. «Были ли у вас в последнее время контакты с китайцами? Нам все известно. Ваши сообщники уже во всем признались, советуем и вам рассказать всю правду», – цитирует Маттье Тененбом«наезды» начальства. В полученном им уведомлении об увольнении сообщается, что руководству компании стало известно о взятках, которые Тененбом якобы получил от «иностранных источников», что и привело дирекцию к «убеждению», что эти деньги им были получены в обмен на стратегически важную информацию о разработках компании. Убеждения есть, а доказательств нет? С похожими расплывчатыми формулировками были уволены член совета директоров Мишель Балтазар и инженер Бертран Рошетт, отработавший в Renault 22 года. Все трое подозреваемых обвинения во взяточничестве и шпионаже категорически отрицают, банковских счетов за границей, по их словам, не имеют и рвутся давать показания, чтобы доказать свою непричастность к шпионажу. А параллельно уже подали ответные иски за клевету. Многое в этом деле кажется притянутым за уши. Даже подозреваемые в утечке сотрудники плохо подходят на роль шпионов. Во-первых, зачем вербовать в одном офисе компании сразу трех стукачей? Вероятность завалить все дело, если хотя бы один из них попадется, от этого резко увеличивается. Во-вторых, по мнению бывших разведчиков, данные лица занимали в компании слишком высокие должности, в «шпионов» вербуют обычно сошек помельче, а не тех, кто всю свою карьеру смолоду построил в одной компании. Ну и наконец, совершенно непонятно, зачем вербовать одновременно начальника и его подчиненного, которые имеют доступ к одинаковой информации. И тем не менее, сложно представить, что руководство Renault полностью сочинило всю эту фантастичную историю со шпионами, «китайским следом», детективами и прочим. Относительная рекламная выгода, которую можно было бы из этого извлечь, не стоит таких свеч. Наиболее вероятной кажется версия о попытке конкурентов дестабилизировать компанию с целью, к примеру, затормозить разработку электромобиля. Как считает специалист по делам о финансовых преступлениях Эрве Севено, в этом могли быть заинтересованы не только иностранные, но и французские конкуренты Renault. «Из-за доноса компания уволила троих сотрудников, занимающихся разработкой электромобилей, отлично владеющих предметом, к тому же проработавших в Renault более 10 лет. Несомненно, что потеря таких важных кадров окажет на какое-то время негативное влияние на продолжение разработки проекта», – считает Севено. Искать ответы на все вопросы в этом абракадабральном деле и разбираться в версиях в ближайшее время предстоит французским спецслужбам. Однако самодеятельность Renault по части выведения «шпионов» на чистую воду сильно усложнит их задачу: если злоумышленники и впрямь невымышленные, то у них было немало времени замести следы.