Представьте себе, что МВД, ради борьбы с преступниками вводит порядок, при котором гражданину разрешается быть свободным. То есть буквально по достижении 14 лет, как пришел за паспортом – хвать твое личное дело, заведенное с младенчества. А там и отпечатки пальцев, и ДНК, и фотографии анфас-профиль каждый год, все как положено. И главное – все твои прегрешения: в пять лет упал на пол в общественном месте, кричал и дрыгал ногами; в девять лет разбил футбольным мячом стекло; семь раз уличен в драке и дважды – в попытке закурить… В общем, свобода светит, если только инспектор по делам несовершеннолетних окажется добрым. Но, скорее всего – тюрьма до полного исправления. Фантастика? Но ровно тоже самое предлагает для бизнеса ФНС. Замглавы ФНС Сергей Аракелов заявил, что ведомство предлагает вернуться к разрешительному порядку регистрации юрлиц, который действовал еще в СССР относительно кооперативов и общественных организаций. В качестве бонуса предлагается ввести дополнительные требования к регистрации, в частности, увеличить минимальный размер уставного капитала, а также увеличить количество причин для отказа – например, по любимой налоговиками причине «отсутствия по адресу местонахождения». Более того, уже сегодня, по версии ФНС, 2 миллиона руководителей российских компаний – преступники, которых можно будет посадить, если предложения о введении уголовной ответственности за работу в «однодневке» будут приняты. Ведь из 4,5 млн зарегистрированных юрлиц около 2 млн не предоставляют отчетность, пожаловался Аракелов. А, следовательно, «фактически попадают под признаки фирм-«однодневок». Не удивительно, что свою пресс-конференцию Аракелов приурочил к сроку предоставления президенту законопроекта о борьбе с однодневками. Вообще-то, озвученные замглавы ФНС предложения – это большей частью давние мечты ведомства узаконить де-факто существующую практику регистрации юрлиц. Несмотря на то, что законом предусмотрен уведомительный порядок, на практике с этим обстоит примерно так же, как со статьей 31 Конституции, предусматривающей уведомительный порядок митингов. Однако призыв к разрешительному порядку – это что-то новое. Если исходить из того, что Аракелов не оговорился, его правильно поняли присутствовавшие в зале журналисты, и данная позиция является позицией ведомства, а не его личным мнением, это означает вот что. Правительство вовсе не обольщается по поводу последствий повышения налоговой нагрузки на бизнес. Учитывая, что малый бизнес теперь будет платить в социальные фонды в 2,5 раза больше (36% вместо 14% при упрощенной системе налогообложения), можно предположить, что массовый уход в тень уже состоялся, и налоговики об этом знают. Сделать с этим сейчас уже ничего нельзя – как-то не принято у нас продумывать «план В». Тем более, что даже в случае немедленного снижения налогов, большая часть ушедших в тень останется в ней надолго – свидетельством тому долгий путь к «обелению», который занял у российского бизнеса почти десятилетие. В результате, есть мнение, что пора переходить на ручное управление уже всем бизнесом. Приехали. Самое интересное – если все предложения направлены на борьбу с «однодневками», то почему чиновники и законодатели упорно не замечают простых и эффективных способов борьбы? Так как уход от налогов «однодневками» совершается при помощи невыплаты НДС, то эффективна, например, немедленная проверка компании при неуплате его при сделке. Или обязательный «испытательный срок» для компаний – в первые три года компании, попадающие в категорию малого бизнеса, находятся на упрощенном порядке налогообложения, при котором НДС не платится. А так как «обналичка» невозможна без участия банка, то можно и ввести особый порядок открытия аффилированных с банками юрлиц. Вариантов решения, вернее, облегчения проблемы, много. И то, что их стараются не замечать наводит на грустные мысли о том, что НЭП-2 кончается. Back to USSR.