Старый знакомый Владимира Путина нефтетрейдер Геннадий Тимченко решил заняться еще и углем. Обстоятельства, можно сказать, не оставляют выбора: после наводнения в Австралии, когда были потеряны до 20% угольных запасов этой страны, цены на коксующийся уголь взлетели до небес и будут там пребывать еще как минимум год. На этом могут заработать все участники экспортной цепочки – как сами производители угля, так и те, кто занимается его перевозкой. И вот структуры Тимченко покупают Мурманский морской торговый порт – единственный в стране угольный порт, не связанный с производителями угля. До сих пор Тимченко интересовала транспортная инфраструктура, связанная лишь с экспортом нефти и нефтепродуктов. Но покупка угольного терминала интересна не только этим. Тимченко явно переплачивает за него, если собирается выступать только в роли владельца инфраструктуры; $250 млн – это перебор. Цена порта такого уровня – примерно $5 за тонну мощности. В 2010 году грузооборот порта составил 12,87 миллиона тонн, значит, $65 млн – его цена. Сама по себе перевалка угля может быть вполне выгодным делом, особенно при нынешней конъюнктуре. Если ты контролируешь порт, то ты контролируешь экспорт. Но Тимченко действует, как правило, системно. Для поставок на экспорт нефти и нефтепродуктов он создал целую транспортную цепочку, которой не может похвастаться ни один нефтетрейдер мира, работающий с Россией. Во-первых, у него есть танкерный флот. Во-вторых, у него есть своя железнодорожная компания, занимающаяся перевозкой нефтепродуктов собственным парком цистерн. В-третьих, у Gunvor также есть аффилированная структура – Palmpoint International Inc, которая занимается логистикой и перевалкой в портах. Правда, управляющий директор Gunvor International Дирк Йонкер мне в свое время объяснял, что Palmpoint управляет только малыми терминалами. По моим данным, это терминал по перевалке мазута в бухте Мохнаткина Пахта в Мурманской области и «Импортпищепром» в Новороссийске. Этот же Palmpoint договорился с «Новороссийским морским торговым» построить совместно мазутный терминал на Черном море. И, наконец, большими портовыми проектами Gunvor занимается сам. Связанный с ним «Роснефтьбункер» на днях отправил на экспорт первый танкер с нефтепродуктами из нового терминала в порту Усть-Луга. Когда у нефтетрейдера есть собственный транспорт на каждом плече доставки, то при поставке нефти и нефтепродуктов на экспорт он может здорово экономить на издержках. А за счет этого предлагать нефтяным компаниям хорошие премии к контрактам. Мне рассказывали, что именно так Gunvor и делает. И в газовой отрасли у Тимченко все покупки тоже связаны между собой. Он купил пакет в крупнейшем независимом производителе газа – «Новатэке», а также «Стройтрансгаз», который занимается строительством газопроводов и обустройством месторождений. Учитывая эту практику, скорее всего, нужно ждать дальнейших покупок в угольной сфере. Из того, что на поверхности: вот, например, миллиардер Михаил Прохоров в прошлом году выставлял на продажу якутскую угольную компанию «Колмар». Возможно, в ней, или в какой-то другой угольной компании в ближайшее время появится новый владелец по фамилии Тимченко.
Тимченко занялся углем
Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Проект «Republic» либо касается деятельности иностранного агента Проект «Republic»
Вслед за Мурманским портом могут последовать другие покупки, связанные с угольной отраслью
Из-за новых требований российского законодательства нам приходится удалять некоторые комментарии — для безопасности участников дискуссии и сотрудников Republic.
Загрузка комментариев
Загрузка...