Президент Белоруссии Александр Лукашенко раскритиковал работу молочной компании «Юнимилк» и угрожает, что не даст ей работать на рынке своей страны.

Чтобы понимать причины гнева Лукашенко по отношению к компании «Юнимилк», надо представлять, что такое сейчас молочный рынок Беларуси и какие ожидания у президента страны были от российской компании. Да, все мы знаем лидера соседней страны и понимаем, каков стиль его руководства. Но, скорее всего, у него есть реальный повод для недовольства. Когда «Юнимилк» заходила в 2009 г. на белорусский рынок, это было сделано громко, с большим пиаром. Речь шла о создании предприятий глубокой переработки: производство сыра, творога и других молочных продуктов с высокой добавленной стоимостью. Вместо этого, как утверждает белорусская сторона, «Юнимилк» поставила простое оборудование по розливу молока и попросту закупала на местном рынке сырье, которое потом разливали и отправляли на российский рынок. Понятно, что для «Юнимилк» это было довольно выгодно: стоимость сырья в Беларуси дешевле, чем в России, часто разница превышает 20%. Поэтому заявления, что российские компании превращают Беларусь в сырьевой рынок небезосновательны. Что представляет сейчас собой молочный рынок Беларуси? Еще в советский период там была очень развитая инфраструктура и по молочному животноводству, и по переработке. Даже в те времена Беларусь была республикой-экспортером молочной продукции. Наконец, Лукашенко не допустил того развала инфраструктуры, который произошел у нас. Молодец, что тут скажешь. Получал от нас льготный газ, нефть и конвертировал это в серьезную господдержку сельского хозяйства. Белорусы получали на 1 л молока господдержки в пять раз больше, чем наши аграрии даже на пике нашей государственной программы. Белорусским фермерам компенсируют приобретение техники, государство прямо инвестирует в акционерный капитал, есть льготные госкредиты. Более того, там же строится и собственное производство этой техники, и они же дают селянам рассрочку на ее приобретение. В итоге не только предприятия не были разрушены, но есть четкая и долгосрочная программа развития отрасли. Беларусь в целом производит менее 7 млн т молока в год и примерно половина из этого объема экспортируется на российский рынок (Россия производит 32 млн т в год). Помимо этого белорусы планомерно работают над экспортом молока и молочной продукции в другие страны. Конечно, Россия для них – самый крупный рынок сбыта, но они очень активно стараются выйти на другие, вплоть до Венесуэлы или Вьетнама, а так же в ЕС. Так что вполне логично, что Лукашенко не так уж нужно то, что делает «Юнимилк». Тем более что доля «Юнимилк» в общем объеме экспорта молока из Беларуси несущественна, менее 5%. Белорусскому президенту «Юнимилк» была интересна только по одной причине – ради вложений в местный рынок. Не деньги от продажи заводов получить или решить вопросы со сбытом, а чтобы они влили серьезные капиталы в строительство новых производственных мощностей, а следовательно, в создание новых рабочих мест. А вот у российской компании были большие планы насчет ресурсной базы. Вложения «Юнимилк» до сих пор были минимальны, по сравнению с тем, какой объем белорусского молока они выгодно перепродали на российском рынке. На самом деле, как для российских регионов, так и для Беларуси является одинаково нормальной практикой то, что любому новому крупному инвестору выставляются определенные дополнительные требования: расширение объемов производства, создание новых рабочих мест, естественно, вложение в сырьевую базу и прочее. И «Юнимилк», насколько мне известно, взяла на себя определенные обязательства. Разочарование Лукашенко, по всей видимости, состоит в том, что было обещано существенно больше, чем выполнено. Возможно «Юнимилк» несколько запустила ситуацию, потому что сильно увлеклась переговорным процессом и последовавшим слиянием с Danone. Это затормозило их инвестиционные планы. Но, повторюсь, все мы знаем, кто такой Лукашенко. Во многом случившееся может быть следствием недоработок белорусского менеджмента «Юнимилк». Нельзя было запускать и допускать такого рода ситуаций.