Я всегда с особым, почти детским нетерпением жду одной необычной вещи в начале года. Теперь только не удивляйтесь, все-таки я автомобильный журналист, мне простительно. Как рождественской сказки я жду данных по продажам новых автомобилей в РФ. Все-таки удивились? Тогда объясню. Вообще говоря, ежемесячные данные со столбцами в рейтингах марок и моделей – это скукотища, каждый новый обзор похож на предыдущий, как брат близнец. Последний раз «встряска» случилась только в начале кризиса, потом все снова как «на западном фронте» – без перемен. И только данные продаж в январе – когда у производителей еще только начинается «усушка-утряска» – показывают динамику: модели и марки в рейтингах как с ума сходят и путаются местами… Этот январь не стал исключением. Например, лидер последних трех лет марка Chevrolet впервые вдруг скатилась сразу на третью строчку в рейтинге популярности среди иномарок, пропустив вперед KIA и Renault. Они теперь занимают первую и вторую строчку соответственно. Обратите внимание, какой «щелчок по носу» чиновникам: самая востребованная марка не собирается в режиме промышленной сборки. Покупают в основном машины, которые клепают из машинокомплектов на «Автоторе», либо совсем «импорт». Впрочем, весь прошлый год «кореянка» уверенно набирала популярность. И вот сборка машин в России на «ИжАвто» остановлена, производство обновленных Rio под Питером начнется только осенью – а первое место уже в кармане. Впрочем, оговорюсь, первое место марки может быть мимолетным, как бывало всегда в прежние годы с причудливым январем. Не думаю, что стоит обнадеживаться и возвращением на первую позицию Logan в списке самых востребованных иномарок. Это уже не первый «подъем» француза в списке. Зато уверенное падение Ford Focus, иномарки №1 ушедшего года, сразу на две позиции в том же списке кажется симптоматичным. Иностранные СМИ пестрят сообщениями о грядущем новом поколении, а это не идет нынешнему «фокусу» на пользу. Ford Focus обошла даже корейская престарелая, но кажется совершенно несгибаемая Dаewoo Nexia. Ее успех и жизнеспособность бьют, кажется, уже все рекорды и удивляют даже производителя. Бренд Dаewoo уже и на родине прикрыли «за плохой имидж». Зато россияне, консерваторы еще те, прикипели к объективно старой машине, кажется, всей душой и не желают изменять своим привычкам. Обошел Focus и еще один крупный седан. VW Polo – наверное самая яркая «вспышка» и потенциально новый «лидер» среди иномарок в России. Как вам рост на 2802%? Эффектно? Хотя, очевидно, что тут статистика мало о чем говорит. Ведь продажи 88 машин в январе прошлого года – это продажа «хэтчей», а в этом году прирост (до 2554 машин) обеспечили куда более дешевые седаны. Они были представлены лишь в середине года, причем представлены в качестве «новой машины», а не модификации старой. И пусть о том, «новый» ли Polo Sedan автомобиль или нет, журналисты ломают «копья» с битвах с PR службами концерна до сих пор, считать эти машины как одну – неправильно. А вообще радует то, что с выходом из кризиса «диктат» чиновников на отечественном авторынке ослаб. Пусть и на время, пока кто надо не подсуетился, но впервые пошли в рост «опальные» японцы – Mitsubishi, Nissan, Toyota. Осторожно набирают темпы продажи Suzuki и Mazda. Хотя, тут влияет то, что специалисты называют красивыми словами «эффект низкой базы». Проще говоря, в прошлом году продажи были совсем скромными, и на их фоне кажется, что дела теперь идут намного лучше, даже при том, что общий прирост не так уж и высок. Тем не менее, прежний бестселлер Honda из пике так и не вышла. Скорее всего и другим японцам мимолетный рост следует, как и мне «статистику января», расценивать разве что как рождественскую сказку. И все же приятно, что у каждого у нас в стране находится время для маленького «чуда». (Более подробно данные о продажах см. в таблицах).
Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России по маркам в январе 2011 г.
МАРКИ | Январь 2011 | Январь 2010 | % |
LADA | 35 540 | 17 308 | 105% |
KIA* | 8 000 | 4 920 | 63% |
RENAULT* | 7 810 | 3 631 | 115% |
CHEVROLET | 7 303 | 4 898 | 49% |
NISSAN | 6 850 | 2 777 | 147% |
TOYOTA* | 6 316 | 3 340 | 89% |
HYUNDAI* | 5 358 | 5 118 | 5% |
DAEWOO | 4 605 | 3 012 | 53% |
VOLKSWAGEN | 4 258 | 2 292 | 86% |
ГАЗ* | 3 965 | 2 925 | 36% |
FORD* | 3 629 | 2 937 | 24% |
SKODA* | 3 354 | 1 827 | 84% |
MITSUBISHI* | 3 214 | 1 150 | 179% |
OPEL* | 3 045 | 1 452 | 110% |
УАЗ* | 3 025 | 1 957 | 55% |
PEUGEOT* | 2 455 | 1 632 | 50% |
SUZUKI | 1 847 | 1 485 | 24% |
MAZDA* | 1 508 | 1 198 | 26% |
ИЖ (вкл. ВАЗ 2104) | 1 507 | 12 | 12458% |
BMW | 1 426 | 1 089 | 31% |
CITROEN* | 1 339 | 433 | 209% |
AUDI | 1 205 | 812 | 48% |
MERCEDES-BENZ | 1 060 | 751 | 41% |
SSANGYONG | 894 | 608 | 47% |
CHANCE** | 852 | 480 | 78% |
LIFAN***** | 814 | 148 | 450% |
FIAT* | 788 | 640 | 23% |
LEXUS | 670 | 386 | 74% |
SUBARU | 570 | 630 | -10% |
LAND ROVER | 563 | 316 | 78% |
HONDA | 514 | 857 | -40% |
VOLKSWAGEN ком. автмб.* | 489 | 191 | 156% |
INFINITI | 443 | 258 | 72% |
BOGDAN****** | 399 | 0 | - |
VORTEX**** | 386 | 402 | -4% |
VOLVO | 380 | 211 | 80% |
GREAT WALL* | 348 | 93 | 274% |
ТАГАЗ*** | 207 | 999 | -79% |
GEELY | 127 | 138 | -8% |
CADILLAC | 114 | 32 | 256% |
PORSCHE | 102 | 47 | 117% |
MERCEDES-BENZ ком. автмб.* | 68 | 63 | 8% |
JEEP | 51 | 25 | 104% |
MINI | 50 | 40 | 25% |
SEAT | 45 | 26 | 73% |
JAGUAR | 42 | 41 | 2% |
ISUZU* | 20 | 5 | 300% |
DODGE | 5 | 17 | -71% |
CHRYSLER | 4 | 24 | -83% |
CHERY | n/a | 369 | - |
ИТОГО | 127 564 | 74 002 | 72% |
* Продажи легких коммерческих автомобилей включены в общие цифры продаж по маркам, если присутствуют в продуктовой линейке марки (отмечены *); указаны отдельно по некоторым маркам. LCV<3,5т (в отдельных исключениях масса достигает верхнего предела 6т). Возможны незначительные корректировки данных по легкой коммерческой технике.
** CHANCE = автомобили ЗАО «ЗАЗ» (Запорожский Автомобильный Завод), с июля 2009 года представленные в России экслюзивным дистрибьютером КВИНГРУП.
*** TAGAZ = легковые и легкие коммерческие автомобили марки TAGAZ, произведенные на ООО «ТагАЗ» (Таганрогский автомобильный завод).
**** VORTEX= автомобили, произведенные на ООО «ТагАЗ» (Таганрогский автомобильный завод).
***** Дистрибьютор LIFAN в Росси сменился в 2010 г.
****** БОГДАН = легкие и коммерческие автомобили марки БОГДАН, произведенные в г.Черкассы, Украина корпорацией «Богдан» (БОГДАН 2110, 2111, 2310; экспортируются в Россию с апреля 2010 года).
*******Продажи следующих марок были остановлены в 2010 году: Alfa Romeo, Hummer, SAAB
******** С января 2011г. данные по Iveco не предоставляются.
ИСТОЧНИК: АССОЦИАЦИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО БИЗНЕСА
25 наиболее продаваемых моделей легковых автомобильных марок в России в январе 2011 г.
# | МОДЕЛЬ | МАРКА | Январь 2011 | Январь 2010 | % |
1 | 2105/2107 | LADA | 9812 | 2441 | 302% |
2 | Kalina | LADA | 8414 | 2670 | 215% |
3 | Priora | LADA | 7695 | 5319 | 45% |
4 | Samara | LADA | 6153 | 4625 | 33% |
5 | Logan | RENAULT | 4900 | 3092 | 58% |
6 | 4x4 | LADA | 3466 | 2206 | 57% |
7 | Nexia | DAEWOO | 2809 | 1747 | 61% |
8 | Polo | VW | 2554 | 88 | 2802% |
9 | Focus | FORD | 2549 | 2257 | 13% |
10 | Niva | CHEVROLET | 2492 | 1946 | 28% |
11 | Rio | KIA | 2484 | 1471 | 69% |
12 | Qashqai | NISSAN | 2365 | 603 | 292% |
13 | Octavia A5 | SKODA | 2183 | 812 | 169% |
14 | Astra (вкл. Astra Cabrio) | OPEL | 2167 | 972 | 123% |
15 | Sandero | RENAULT | 1970 | 0 | - |
16 | Cee'd | KIA | 1899 | 941 | 102% |
17 | Lacetti | CHEVROLET | 1860 | 1233 | 51% |
18 | Matiz | DAEWOO | 1796 | 1265 | 42% |
19 | Corolla | TOYOTA | 1736 | 420 | 313% |
20 | RAV4 | TOYOTA | 1479 | 746 | 98% |
21 | Новый Cerato | KIA | 1413 | 330 | 328% |
22 | Getz | HYUNDAI | 1412 | 675 | 109% |
23 | Tiida | NISSAN | 1302 | 154 | 745% |
24 | Aveo | CHEVROLET | 1261 | 770 | 64% |
25 | Cruze | CHEVROLET | 1214 | 615 | 97% |
ИСТОЧНИК: АССОЦИАЦИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО БИЗНЕСА