| Не будут брать – отключим газ | Мыши продолжали есть кактус | Балтийские сироты На прошлой неделе литовское правительство пошло ва-банк, а именно одобрило новую редакцию закона о природном газе. Причем, одобрило первую, самую жесткую модель европейской директивы, в которой передача газа полностью должна отделиться от поставщика этого газа. Российскому «Газпрому», который уже почти год усиленно намекал Литве, что этого делать не надо, открыто брошен вызов.
ТРЕТИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ОБЛОМ
А началось все в марте 2009 года, когда 27 стран-участников ЕС приняли так называемый Третий энергетический пакет. В соответствии с ним газовые поставщики европейских стран должны будут разделиться на транспортные и торговые компании. И в этом есть смысл с точки зрения конкуренции и антимонопольного законодательства. Но беда в том, что если в большинстве стран Евросоюза поставщики и распределители газа и до принятия пакета были в той или иной степени диверсифицированы, то три молодые «еврокомсомолки» – Латвия, Литва и Эстония – намертво привязаны к российской трубе. Других поставщиков у них нет. Нет и ни одного газового терминала, на котором можно было бы переваливать сжиженный газ. Кроме того, за 20 лет независимости они не обзавелись ни одним трубопроводным сочленением с остальной Европой. И что хуже всего: в начале 2000-х все они, как одна, продали российскому «Газпрому» акции своих газораспределительных сетей. Зачем они это сделали накануне вступления в Евросоюз? Трудно сказать. Но если учесть, что годовой оборот «Газпрома» примерно равен ВВП Литвы, Латвии и Эстонии вместе взятых, можно предположить, что чиновники всех трех маленьких стран, ответственные за процесс продажи своих газовых сетей, получили предложение, от которого не смогли отказаться. Сейчас все три компании-распределителя – и латвийский Latvijas Gaze, и эстонский Eesti Gaas, и литовский Lietuvos Dujos – построены по одной стандартной схеме. Более трети акций в них принадлежат «Газпрому» (34%, 37% и 37% соответственно). Из оставшейся доли большая часть принадлежит немецкому концерну E.On Ruhrgas (47%, 34% и 39%) – многолетнему партнеру «Газпрома». Единственные, кто сохранил в собственности государства малую долю своего газового распределителя (17%) – это литовцы. А вот теперь Третий энергетический пакет ЕС предлагает своим участникам три варианта отчуждения газопроводов. Первый – национализация, второй – создание независимого оператора для управления газопроводами и, наконец, третий – уступка правительству золотой акции газораспределительной компании с правом вето. Литва остановилась на первом варианте – национализации.
НЕ БУДУТ БРАТЬ – ОТКЛЮЧИМ ГАЗ
Сказать, что российскому «Газпрому» это не понравилось, – это ничего не сказать. Ну а как такое может понравиться? До сих пор российский газовый монополист резвился на территории независимых балтийских карликов, как хотел. Во-первых, продавая этим странам газ, он фактически заключал договоры сам с собой – со своими дочерними компаниями. В результате литовцы, латыши и эстонцы, по разным сведениям, платили российскому монополисту цену на 15–30% больше среднеевропейской. Почему я говорю «по разным сведениям»? Только не смейтесь, но точная цена газа для балтийских стран неизвестна. «Газпром» и его дочки-распределители ее не раскрывают, ссылаясь на коммерческую тайну. То есть одна частная компания продает товар другой частной компании – какие могут быть вопросы? Доподлинно известны только цены для конечных потребителей. Они – от $700 до $1000 за тысячу кубометров в зависимости от объемов. Ну и вот, такой праздник жизни кто-то захотел разрушить. С каким-то дурацким «Третьим пакетом». Литва в деле внедрения евродиректив выступила первой. В ноябре 2010 года российский премьер-министр Путин в Берлине назвал планы Литвы по разделению активов Lietuvos Dujos «разбоем». Еще он возмущенно добавил, что «Газпром» «приобрел законным способом часть активов в стране», а сейчас его «оттуда выбрасывают». И призвал Еврокомиссию при введении новых правил консультироваться с Россией: «В противном случае мы будем постоянно сталкиваться с абсурдными ситуациями либо конфликтами, порой возникающими на пустом месте». В свою очередь, «Газпром» объявил, что с 2011 года снижает для Эстонии и Латвии цену на газ на 15%, а для Литвы – нет. В интервью «Эху Москвы» пресс-секретарь «Газпрома» Сергей Куприяновтак и заявил прямым текстом: «Латвии и Эстонии мы в следующем году даем скидку… по сути, мы даем скидку сами себе. Покупают газ в этих странах у «Газпрома» наши совместные предприятия, где мы являемся акционерами. И в Латвии, и в Эстонии, в отличие от Литвы, у нас эту собственность отбирать пока не планируют». Куда ж еще яснее? Скидку даем – сами себе. Литву – наказываем. А ежели кто из остальных покусится...
МЫШИ ПРОДОЛЖАЛИ ЕСТЬ КАКТУС
На путинский «разбой» его коллега, премьер Литвы Андрюс Кубилюс, ответил, что поведение российского «Газпрома» – «шантаж». А министерство энергетики Литвы подало в Еврокомиссию слезную жалобу с просьбой расследовать злоупотребления «Газпрома», связанные с доминирующим положением на рынке. С энергетикой у Литвы дела очень нехороши. После закрытия Игналинской АЭС (кстати, по требованию Евросоюза), кроме как из российского газа, получать электричество и тепло стране стало не из чего. Я подробно писал для Slon.ru об этом здесь и здесь. У Эстонии есть свои горючие сланцы, у Латвии – каскад электростанций на Даугаве. А у Литвы остались практически только дрова. Вот такая энергетическая независимость. Еще год назад у литовцев была эйфория, что сейчас, вот-вот, найдутся инвесторы, которые вместо бывшей «советской» электростанции построят им новую «европейскую» атомную. Вот, сейчас мы все балтийские «партнеры» сложимся и построим… За год эйфория развеялась напрочь. Никто из европейских партнеров в проект не вступил, а все потенциальные инвесторы разбежались, узнав о том, что Россия уже строит в регионе свою Калининградскую АЭС, и белорусский сосед тоже вынашивает аналогичные конкретные планы.
БАЛТИЙСКИЕ СИРОТЫ
Ответа от Еврокомиссии на литовскую жалобу пока не последовало. И вряд ли последует какой-нибудь вразумительный. Кроме по жизни обиженных прибалтов, никто в Европе с великим и ужасным российским монополистом ссориться не собирается. Наоборот, старые члены ЕС радостно строят газопровод «Северный поток», не слыша стонов своих юных коллег по союзу, которых «Газпром» обошел стороной. Кроме неразумных балтийских детей никто не продал «Газпрому» своих распределительных активов. Вот уже скоро 20 лет я наблюдаю изнутри балтийскую независимость и удивляюсь наивности этих трех маленьких народов. Плач о необходимой энергетической независимости здесь стоит уже давно. Разнообразные европейские комиссары-эмиссары неоднократно поощрительно отзывались о такой независимости. Суть их отзывов примерно такова: «За независимость боретесь, энергетическую? Молодцы! Ну, боритесь дальше». При этом ни одного европейского проекта, способного хоть как-то поддержать прибалтов, в недрах Евросоюза так и не возникло. Как были эти три страны с точки зрения энергетики в составе СССР (а ныне – России), так и остались. Ни газовой трубы, ни приличной линии электропередач в Европу так и не построено. Единственный, внедренный и оплаченный Европой «энергетический» проект для Прибалтики – закрытие Игналинской АЭС. А они все надеются, что, как в свое время в Советском Союзе, вдруг кто-нибудь «наверху» подпишет судьбоносный документ. И потекут широкой рекой деньги, и поедут к ним со всего Союза строители и специалисты-энергетики, и будет им счастье…