Долгая история с вертолетом для украинского президента подошла к концу. Виктор Янукович скоро окрылится, или «опропеллерится» новеньким AgustaWestland-139 с бортовым номером UR-CRB. На флагмане итальянско-американской компании он будет добираться из своей загородной резиденции «Межигорье» на работу в центр Киева и обратно. Правда, после шумихи, поднятой журналистами вокруг покупки дорогостоящей «вертушки», было решено сэкономить и взять вертолет напрокат. Экономия вышла так себе: $937 000 (7,5 млн грн.) из казны придется отдать уже за первый год аренды, плюс обслуживание и заправка привередливой и дорогостоящей машины. Но, как ни странно, электорат не в обиде. Ему, по устоявшейся традиции, власть сделала предложение, от которого при всем желании трудно отказаться: либо весь город часами стоит в пробках из-за огромного президентского кортежа, либо Янукович каждый день тратит по тысяче долларов, но зато за 6 минут и с минимальными потерями для общественности на крылатом друге долетает до Банковой улицы, на которой находится Администрация президента. Готовить народ к летающему президенту его окружение начало давно. И нужно отдать должное, тактика была выбрана верная. Никто не стал объяснять, что топовая версия Agusta за $17 млн, начиненная последними достижениями технического прогресса, – это удобно, быстро и, главное, очень престижно. Все равно не поймут. Вместо этого усиленный несколькими машинами президентский кортеж в составе семи–десяти авто запустили в город. Живи Янукович там же, где его предшественник Виктор Ющенко, никто бы длинного автозмия не заметил. Но с местоположением загородного поместья нового президента киевлянам не повезло. Чтобы попасть оттуда на Банковую, нужно проехать самую старую и узкую часть столицы – Подол, которая рассчитана исключительно на гужевой транспорт. На его многочисленных перекрытых ради кортежа улочках ежедневно – утром и вечером – стало скапливаться баснословное количество машин. Поток блокирует дороги, ведущие с левого, спального берега столицы, в деловой центр. В итоге, тысячи добросовестных офисных служащих либо попадают на рабочие места с существенным опозданием, либо встают с рассветом солнца и, опережая первое лицо, форсируют Днепр. А те, кто не успел, повторяют что-то вроде: «Чтоб его, Януковича, приподняло и шлепнуло! Да прямо с Межигорья – на рабочее место». Этот вариант, кстати, сэкономил бы не только время киевлян, но и гарантировал бы их спокойствие. Ведь через каждые 100 метров по всему пути следования кортежа дежурят стражи порядка. Выходит, где-то в городе в это самое время ощущается их дефицит, и порядок можно смело, а, главное, безнаказанно нарушать. На этом фоне идея о вертолете для президента вошла в общественное сознание вполне органично. Власть объяснила, что так одним махом решится проблема заторов, а милиция вернется к исполнению прямых обязанностей. Да и, по большому счету, вертолет – не такая уж роскошь. Ведь, если подсчитать, заправлять и чинить 10 дорогих машин из президентского кортежа – тоже удовольствие не из дешевых. Плюс, управлять вертолетом будет один–два пилота, а кортежем рулит сразу 10 водителей. Правда, подсчитать и оценить ту же ситуацию можно по-другому. К примеру, можно предположить, что безопасность президента вполне профессионально могут обеспечивать не десять, а пять машин. Начать сокращение можно с исключения скорой, которая неизменно следует за президентом. Ведь Янукович, в отличие от Леонида Брежнева, которого повсюду сопровождал реанимобиль, на здоровье не жалуется и постоянно проходит медобследование за рубежами родины. Перекрывать движение тоже можно не за 20 минут до появления глянцево-черной кавалькады, а за 2–3, как это было при Ющенко и Тимошенко, которые тоже передвигались в кортежах, но причиняли киевлянам гораздо меньше неудобств. А живой щит из милиционеров на обочинах при таком количестве охраны и скорости движения вовсе можно не устанавливать. Или, как минимум, сделать его значительно менее плотным. Но если бы власть последовала этим правилам, чем тогда оправдать аренду вертолета почти за миллион долларов в год? Ведь сама «вертушка» – не из дешевых. К примеру, американский коллега Януковича Барак Обама из-за кризиса отказался от нового чудо-вертолета за $400 млн и довольствуется VIP-вариантом армейского VH-60N White Hawk, который почти в три раза дешевле крылатой машины нынешнего украинского президента. Владимир Путин летает на «Ми-8» стоимостью $5–8 млн. Правда, не в Кремль. Туда Росохранкультура не велит. А вот почему не летает в Белый дом – ему одному ведомо. Если бы украинская власть думала о соблюдении приличий, хорошем тоне и выполнении обещаний перед бедствующим электоратом, о вертолете она бы даже не заикнулась. Но за годы независимости она приучила легко внушаемый народ к тому, что минимизация абсурдно завышенных трат на содержание госаппарата – это уже забота о его благоденствии. Лучше всего особенности такой госэкономии иллюстрирует история, недавно рассказанная мне бывшим высоким чиновником. По его словам, одно время автопарк украинского Нацбанка, который уже давно живет в параллельной всей стране реальности, сплошь состоял из баснословно дорогих Volvo. После очередной смены руководства новый глава, желая сэкономить, пустил гордость шведского автопрома с молотка. Взамен с приличной скидкой купил несколько флагманов автопрома японского: Honda Accord и немецкого: Volkswagen Phaeton – тоже машины не из дешевых. В Старом Свете на таких ездят успешные бизнесмены. Но клерки Нацбанка роптали и возмущались. Янукович, конечно, роптать не будет. Его Agusta, хоть и не новый, 2008 года, но в воздухе так же крут, как Ferrari – на дорогах. Хотя кто вспомнит о деньгах, когда президент стремится решить проблему заторов в столице? И ничего, что он сам ее создал да еще за казенные деньги. За одни благие намерения освободить Киев от собственного кортежа его готовы вознести до небес, даже за миллион долларов.