Не очень ждали | Призрак русского медведя

Пятен, не окрашенных в цвета ЕС, на карте Европы все меньше: мирная европейская империя первой в истории расширяется исключительно за счет присоединения добровольцев. Никаких завоеваний, никакого шантажа. Просто чем больше стран континента входит в ЕС, тем менее уютно чувствуют себя оставшиеся снаружи. Сегодня Белград официально подает заявку на вступление Сербии в Евросоюз. Единственная страна бывшего Восточного блока, пока что не сделавшая этого – Босния и Герцеговина. Для участия в торжественной церемонии подачи заявки в Стокгольм, столицу председательствующей в ЕС до 1 января 2010 года Швеции, прибыло все государственное руководство Сербии: президент Борис Тадич, премьер-министр Мирко Цветкович, вице-премьер, курирующий евроинтеграционные процессы, Божидар Джелич, шеф сербской дипломатии Вук Еремич и начальница Канцелярии по евроинтеграции Милица Делевич. Сам факт передачи пакета «евродокументов» должен состояться в 16:30 по московскому времени в резиденции шведского премьера Фредерика Райнфелдта, помогать которому будут глава МИД Швеции Карл Бильдт и комиссар ЕС по вопросам расширения Оли Рен. В соответствии с процедурой, принятой в ЕС, первичное рассмотрение заявки произойдет в первой половине наступающего 2010 года, когда место председателя займет Испания. Вопрос будет вынесен на заседание Совета министров ЕС, затем, в случае одобрения, его передадут Еврокомиссии, которая после анализа ситуации в самой Сербии вынесет решение о присвоении стране статуса «кандидат в члены ЕС». По утверждению сербских чиновников, их задачей является получение этого звания до конца 2010 года, одновременно с Черногорией, еще недавно входившей в один с Сербией госсоюз.

НЕ ОЧЕНЬ ЖДАЛИ

Однако еще месяц назад никто не мог предположить, что 2009 год станет для официального Белграда столь удачным в вопросе евроинтеграции: экономическая ситуация в стране ухудшалась, гей-парад в столице власти были вынуждены отменить, ряд принятых законов (прежде всего – о СМИ) не отвечал европейским стандартам, и самое главное, – местным спецслужбам, несмотря на все усилия, никак не удавалось арестовать двух остающихся на свободе обвиняемых, разыскиваемых Трибуналом по бывшей Югославии (МТБЮ), – генерала Ратко Младича и экс-президента республики хорватских сербов Горана Хаджича. На последнем пункте особенно настаивала Голландия – именно из-за непреклонной позиции Амстердама было заморожено не только Соглашение о стабилизации и ассоциации, подписанное между Брюсселем и Белградом еще весной 2008 г., но и переходный торговый договор, позволяющий Сербии экспортировать свою продукцию в ЕС. Однако позитивные сигналы из Брюсселя стали поступать еще в ноябре. Сначала главный прокурор Гаагского трибунала Серж Браммерц, выступая с докладом перед Совбезом ООН, впервые за долгое время позитивно оценил усилия сербского правительства, направленные на арест Младича и Хаджича. Таким образом, он фактически снял претензии со стороны Голландии, настаивавшей на получении Сербией позитивной оценки от Гааги как на условии размораживания процесса евроинтеграции. Затем, уже в начале декабря было принято решение об отмене туристических виз в страны ЕС для граждан Сербии. Разговор об этом шел уже последние лет пять, однако реализовать данные намерения Евросоюз решил только сейчас. Вскоре после этого произошло еще одно событие – Совет глав МИД ЕС принял решение о размораживании с 2010 г. переходного торгового договора с Сербией, объяснив это все тем же сотрудничеством Белграда с МТБЮ и проведением в стране «ключевых реформ, направленных на вступление в ЕС». Таким образом, за последний месяц уходящего года кабинет премьера Мирка Цветковича неожиданно выполнил практически все задачи в «евросфере»: под вопросом осталась лишь ратификация Соглашения о стабилизации и ассоциации, которая, судя по осторожным заявлениям европейских чиновников, может произойти в ближайшие месяцы.

ПРИЗРАК РУССКОГО МЕДВЕДЯ

На первый взгляд, столь резкое потепление в отношениях между Белградом и Брюсселем объяснить трудно: ничего существенного власти Сербии за минувший год не сделали, а вот ЕС свое отношение к нам поменял, причем очень резко. «Причину стоит искать в серьезно улучшившихся связях между Белградом и Москвой, дополнительный толчок которым дал октябрьский визит в сербскую столицу президента РФ Дмитрия Медведева», – считает аналитик белградского Института политических исследований Александр Павич. По его мнению, Брюссель решил, что весьма неосмотрительно с его стороны было бы отдавать Сербию под контроль Москвы – уж слишком много крупных проектов на территории этой страны запланировали российские компании. «Нефтяники из РФ уже активно работают в регионе, на подходе – реализация «Южного потока», кроме того, идет речь о миллиардном кредите и заходе в Сербию структур РЖД, прошла информация о переговорах о строительстве россиянами АЭС. Добавьте к этому рост евроскептицизма, вызванного отсутствием прогресса на пути в ЕС, которого не было из-за торможения этого процесса самими европейцами, и изменение поведения Брюсселя получает свое объяснение. Европе не нужен российский плацдарм на Балканах, и лучший способ этого избежать – поскорее взять Сербию под свое крыло», – констатирует собеседник Slon.ru. Правда, особого единодушия по этому вопросу в Европе поначалу не было: так, еще в начале ноября глава МИД Франции Бернар Кушер активно отговаривал Белград от идеи подавать заявку на членство в ЕС. Примерно тогда же и в том же ключе высказывался и шеф шведской дипломатии Карл Билдт. По его словам, еще в ноябре тема кандидатуры Сербии вообще не рассматривалась в Брюсселе серьезно. Однако поворот в головах политиков произошел после того, как о поддержке Сербии заявили сначала глава МИД Великобритании Дэвид Милибенд, а затем – и канцлер Германии Ангела Меркель . После того, как Берлин и Лондон сумели убедить голландцев не препятствовать пути Сербии в ЕС, стоит ожидать еще большего прогресса Белграда на этом пути. В ближайшие полгода председателем ЕС будет Испания, которая, кроме всего прочего, активно поддерживает Сербию в борьбе против независимости Косова. Именно анонимные источники из Мадрида утверждают, что правительство Испании будет настаивать на скорейшей ратификации Договора о стабилизации и присоединении, равно как и на выделении для Сербии дополнительных финансовых средств из фондов ЕС. Примечательно, что неожиданно возникшую идиллию в отношениях Брюсселя и Белграда не смогут испортить даже внеочередные парламентские выборы в Сербии, о возможности проведения которых в ближайшее время говорят все громче: дело в том, что ключевая оппозиционная Сербская прогрессивная партия бывшего радикала Томислава Николича в вопросе вступления в ЕС не отличается от правящей ныне коалиции «За европейскую Сербию».