ФАС опубликовала третий антимонопольный пакет. Беглый анализ показывает: служба умеет прислушиваться к критике экспертного сообщества. В частности, убирается введенное законом о торговле одиозное наказание за так называемую дискриминацию поставщиков. Теперь снова наказуемы только согласованные действия конкурентов. Правда, вводится их разделение на те, что повлекли ограничение конкуренции, и те, что не повлекли. Что странно – наказывать за соглашения, никаким боком конкуренции не уменьшающие.
Убрали критикуемое «бухгалтерское» определения монопольно высокой цены – предлагается все же ограничиться сравнением ее с ценой на торгах, проведенных в соответствии с антимонопольными правилами и с мировыми ценами. Хотя и здесь есть ложка дегтя: монопольная цена в инновационном секторе естественна и необходима. Только ради сверхвысокой прибыли от монопольной (на первых порах) цены можно вкладывать деньги в сумасшедшие проекты, делающиеся на коленках в гаражах. Не верите – спросите Билла Гейтса.
И даже у нас, граждан, есть повод для радости. «Водоснабжение и водоотведение с использованием системы (систем) коммунальной инфраструктуры признается сферой деятельности субъектов естественных монополий, государственное регулирование которой осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», – говорится в пояснительной записке. Если эта поправка пройдет, то есть надежда на некоторое обуздание тарифов ЖКХ.
Конечно, нехорошо, что борьба за конкуренцию опять заменяется борьбой с ценами – в данном случае, с тарифами. Но что делать, если осколок постсоветского прошлого в виде «естественных монополий» задержался в нашей жизни надолго (на Западе есть понятие public utilities, но это несколько иное – частная компания, подлежащая госрегулированию). Однако до сих пор под этот термин никак не могли уложить коммунальщиков. Во-первых, всякие водоканалы работают на ограниченной муниципалитетом территории, во-вторых, теоретически никто не мешает провести параллельные водопровод и канализацию.
Антимонопольщики, надо сказать, бились над этой проблемой долго, – и вот, решили ее самым немудрящим образом: просто назвали утку уткой. Тем более, что электроэнергетиков поправки тоже предлагают несколько приструнить. Увы, надежды на развитие конкуренции после реформирования РАО ЕЭС пока не оправдываются: тарифы растут, число аварий – тоже. Между тем, именно под инвестиции в модернизацию энергосистем новым собственникам давалось освобождение от многих обременений – включая антимонопольное регулирование. Теперь, во-первых, передающие сети полностью отделяются от генерации, продавцов и покупателей. А, во-вторых, ужесточается антимонопольный контроль. В том числе, за манипулирование ценами.
Поможет ли это обуздать тарифы наших «неестественных» монополий? Необязательно. Возьмем самый дорогой сегмент тарифов ЖКХ – горячая вода и отопление. Водоканалы здесь кивают на ТЭЦ, которые установили высокую цену за свои услуги. Те, в свою очередь, на поставщиков топлива, поднявших цены. Прежде всего, на «Газпром». А «Газпром» ни на кого не кивает, потому что он наше все. Настолько все, что я сильно подозреваю: поправка, предлагающая «предоставить Правительству РФ право устанавливать правила недискриминационного доступа к объектам инфраструктуры товарного рынка, с использованием которых производятся (реализуются) товары в сферах естественных монополий», относится не только и не столько к электросетям, сколько к трубам газопроводов. В ситуации, когда остальные поправки расширяют полномочия антимонопольного органа (вплоть до исполнения им квазисудейских полномочий), это печальный знак. Отдать свои полномочия начальству – значит расписаться в бессилии.