Степан Пачиков – один из пионеров IT-предпринимательства в России, точнее, в СССР. Еще в 1989 году основал «Параграф» – фирму, которая выпускала первые коммерческие IT-продукты. В 1991 году «Параграф» получил крупный заказ от Apple, а в 1997 году была продана за $81 млн компании Silicon Graphics. С каждого вложенного доллара инвестор получил более $200 прибыли. После сделки бизнесмен купил квартиру на Манхэттене и дачу недалеко от Нью-Йорка и поменял несколько увлечений. «Я из таких людей, которым очень трудно скучать, – говорит бизнесмен. – Ну как можно скучать, когда всегда можно начать учиться чему-то новому, скажем, японскому языку». Но спокойная жизнь и заработанные миллионы не прибавляли счастья. В основе жизни любого деятельного человека – бизнесмена или спортсмена – лежит желание доказать себе и всем, что ты «альфа-самец». А Пачиков, называя вещи своими именами, продал главный инструмент самоутверждения – свой бизнес. За японский Пачиков так и не взялся. Успешная сделка с Apple его только раззадорила. «У разных людей, в том числе и у меня самого, возникал вопрос – насколько случаен успех «Параграфа», – говорит Пачиков. – Не было уверенности, что в этом есть моя заслуга: как будто повезло, выиграл в рулетку». Чтобы доказать, что успех неслучаен, Пачиков создал новую компанию – Evernote. Он зарегистрировал ее в США и сразу задумал как глобальный проект. Новая идея Пачикова состояла в том, чтобы сделать онлайновую программу, которая запоминает анекдоты, документы, банковские счета, пароли, изображения, ссылки на интересные сайты и вообще все, что может пригодиться когда-нибудь. То есть огромные массивы информации, которая нужна в повседневной жизни, и которую человеческая память не в силах удержать. Идея лежала на поверхности: такая штука всегда была нужна самому Пачикову. «Хотелось и стать умнее, и выглядеть умнее», – говорит он. Пачиков задумал программу как расширение человеческой памяти, а сейчас называет ее расширением интеллекта и даже мозга. Работает программа так. Делаешь снимок счета в ресторане с помощью iPhone, отсылаешь в Evernote, а через полгода можешь легко найти его в куче других записей. Таким же образом запоминать можно не только фото, но и текстовые файлы, заметки, аудиофайлы, ссылки. Evernote ищет во всей этой куче материала все, что нужно: по запросам, как поисковик, по месту или по дате. Данные можно вносить со смартфона или с ноутбука – они синхронизируются. Идея подобной «записной книжки» возникла еще в 2004 году, и в начале 2008 года в сети появился Evernote в том виде, в котором есть сейчас. После этого Evernote за год нашел трех инвесторов: «Тройку Диалог», Docomo Capital и Morgenthaler Ventures, которые вложили в проект $16,5 млн. Сейчас сервис прибылен. Им пользуются 7 млн человек, значительная доля которых – платные подписчики. За $5 в месяц или $45 в год можно получить больший объем памяти, возможность поиска по словам в рукописных и PDF-документах и некоторые другие преимущества. Сколько именно платных подписчиков, Пачиков пока не говорит, но уверяет, что их больше, чем он предполагал. «Я в этом смысле оказался пессимистом, – говорит он. – Но, с другой стороны, как можно прийти к инвестору и сказать: вложите деньги в мою фирму, но я в нее не верю?» Предметом для веры является то, что его продукт когда-нибудь войдет в пантеон самых известных в мире интернет-компаний. Чтобы люди говорили: вот есть Google, Apple, Facebook и Evernote. «iPhone – это приложение к «Эверноуту», – самонадеянно заявляет Пачиков, – идеальное запоминающее устройство». Через какое-то время мы узнаем, так ли это или все-таки наоборот. Программа популярна в США и в Японии: по умолчанию она установлена на все ноутбуки Sony Vaio, и поставляется с большинством сканеров. Программа – одна из самых популярных в AppStore. Сейчас компания начинает активно продвигать Evernote в глобальном масштабе, первым делом – на рынках европейских стран, в Корее, Индии и Тайване, в скором будущем – в Южной Америке и Китае. Европейской экспансией займется ее офис в Москве, он же занимается локализацией Evernote для разных языков, хотя Россия и не занимает заметной доли в бизнесе компании. Компания Evernote зарегистрирована в США, а Пачиков – американский бизнесмен, хоть и с русскими корнями. Кое-что из опыта Пачикова будет полезно всем, кто захочет открыть компанию в Америке, причем необязательно в сфере интернета. Любая фирма занимается прежде всего бизнесом, который ограничен местной средой, а уже потом интернетом, который границ не имеет. В США Степан Пачиков столкнулся даже с отголосками легендарного «секшуал харрасмент». Предприниматель уволил сотрудницу, а та обратилась в суд, обвинив его в сексизме. Якобы Пачиков уволил ее, потому что она женщина. «Однажды он сказал мне, что если бы я не была женщиной, то он бы на меня наорал», – заявила сотрудница. Правда, суд ее довод к рассмотрению не принял. «Одно из самых важных решений в жизни состоит в том, что я понял: фирме нужен CEO – лучший бизнесмен, чем я сам, – говорит Пачиков, и такого бизнесмена я нашел (CEO Evernote Филипп Либин)». Изобретателю было тяжело принять такое решение – признать, что сам он будет управлять своим детищем хуже. Но Пачиков не жалеет: достижения его компании, как он считает, – это заслуга работы Филиппа Либина, а не выстрел идеи. CEO Evernote – американец, хоть и родился в Ленинграде, и это неспроста. «Я предпочитаю брать на работу людей с американским типом мышления», – признается Пачиков с оговоркой, что он встречается и у россиян, хоть и реже. Речь о том, что американец, когда принимается за стартап, первым делом смотрит, что уже придумано, и использует готовые решения, а не делает все сам с нуля. В российской среде программистов (и не только в ней) все порываются придумывать свое, даже если нет необходимости. Это проблема. «Есть один красивый российский проект, который страдает из-за того, что его руководители решили написать свой редактор HTML – самый лучший в мире, – говорит Пачиков, – но работать в нем безнадежно неудобно». В конечном итоге, удобно, может быть, и будет, но улучшать редактор и поддерживать его – большая трата сил. Хотя редактор в проекте – всего лишь побочный продукт. Каждый занимается своим главным делом – это, кажется, ключевой принцип бизнеса по-американски. И Степан Пачиков этот принцип в себя, кажется, впитал. Закрытие и открытие юридических лиц, ведение налоговой бухгалтерии и прочую волокиту он отдает на ауторсинг, по примеру других американцев. Тем более, что в США нужно быть профессионалом в этих областях, чтобы ими заниматься. «Налоговое законодательство – позор этой страны, – возмущается Пачиков. – Это сумасшедший дом». Чтобы не быть голословным, он описывает пример американской компании, с которой был тесно связан. Для того типа компании (LLC, аналог российского ООО) налоговое управление позволяет вам списывать с прибыли расходы на зарплату и не позволяет списывать расходы на разработку. При этом зарплату программистов управление почему-то требует засчитать как инвестиции в разработку. Услуги аутсорсеров обходятся дорого, но ничего не поделаешь. «Те, кто думают, что приедут в Калифорнию и легко заработают много денег, ошибаются», – говорит Пачиков. Звездный интернет-сервис можно создавать и в России. Америка – не то место, куда надо ехать за успехом. Здесь надо доказывать, что уже успешен.

США