Намедни со мной случилось страшное: впервые за много лет у меня отказались принять платеж по карточке в интернет-магазине. Точнее, платеж-то как раз приняли: операция по карточке прошла замечательно, и деньги списали. А вот товар доставлять не будут. Строго говоря, сам виноват: надо было найти на сайте раздел «Как купить в интернет-магазине», дочитать до подраздела «Шаг третий. Оплата товара», там нажать на ссылочку «подробнее» и в четвертом абзаце подраздела «Оплата пластиковой картой онлайн» прочитать фразу: «Интернет-магазин «М.Видео» не принимает виртуальные карты к оплате». Мне, честно говоря, даже в голову не могло прийти, что такое возможно в 2011-м году в интернет-магазине федеральной сети электроники. Впредь буду знать. И даже фразу «не принимает к оплате», с учетом замечательно прошедшего платежа, выглядящую весьма сомнительно (на мой взгляд, в этом случае платеж просто не должен был бы пройти), можно отнести на шероховатости терминологии. Тем более, что деньги обещали вернуть. При разговоре со специалистом интернет-магазина, правда, мне объяснили, что нелюбовь к виртуальным картам не имеет отношения к «М.Видео», – это, дескать, требование процессингового центра «Газпромбанка». Не исключаю, кстати – на сайте «Газпромбанка» висит рекомендация использовать при проведении платежей в интернете технологию 3-D-Secure, а не стандартную сегодня CVV2/CVC2. Хотя, по зрелом размышлении, такое требование процессингового центра кажется странным. Ладно, про платежи в «М.Видео» забыли. Я в интернет-магазинах пользуюсь только виртуальными картами: так безопаснее. Они виртуальные карты не принимают. Разошлись как в море корабли. Суть поста совершенно не в этом. Обо всем договорившись, аннулировав заказ и получив обещание вернуть деньги, я решил присмотреться более внимательно к условиям доставки в интернет-магазине. Присмотрелся. И волосы у меня на голове сначала зашевелились, а потом медленно встали дыбом. В письме-подтверждении заказа, которое пришло мне на электронную почту (каюсь, тоже из-за большого количества букв я его читать не стал), оказалась следующая фраза: «При онлайн-оплате товара просто предъявите курьеру карту, которой была произведена оплата. Присутствие владельца карты необязательно». То есть, виртуальной картой я заплатить не могу, зато любой злодей, тихо вытащивший карту у меня из кошелька, объяснит курьеру, что я – это он, просто показав тому кусочек пластика с несколькими цифрами и надписью латинскими буквами? Чем не рай для кардеров, которые всегда смогут объяснить доверчивому курьеру интернет-магазина, что это карточка с эксклюзивным дизайном, а посему и выглядит она немного не так, как остальные? А самое главное, для чего при доставке товара предъявлять карту? Интересно, кто в «М.Видео» придумал столь креативный способ идентификации клиентов? Существует масса других путей: просьба предъявить паспорт, распечатка в кабинете пользователя интернет-магазина специального штрих-кода (или просто цифровой комбинации), подтверждающей заказ, как это сделано в большинстве интернет-магазинов. Но российские предприниматели не ищут легких путей. P.S. Все-таки, «твиттер» – хорошая штука. Стоило мне рассказать о проблеме в своей ленте, почти сразу же получил сообщение от «М.Видео» с просьбой связаться с менеджером по интернет-продажам для решения проблемы. К сожалению, после пяти минут ожидания (и десятка прослушанных сообщений автоответчика о том, что оператор ответит мне через 30 секунд) оказалось, что менеджер не берет трубку. Тем не менее, все закончилось хорошо. Даже удалось получить пару комментариев – от «М.Видео» и банка, виртуальными картами которого я пользуюсь: Максим Захир, директор по электронной коммерции компании «М.Видео»: По поводу виртуальной карты. Мы бы очень хотели принимать все банковские карты, которые есть в мире. Однако по состоянию на конец прошлого года еще не было безопасной для клиента и для нас процедуры авторизации и подтверждения покупки при оплате виртуальной картой. Мы свяжемся с банками-партнерами и проверим этот вопрос еще раз. Если такая возможность появилась, мы будем только рады предложить вам такую опцию. Теперь про «креативный» способ идентификации клиентов. Он придуман не компанией «М.Видео», а обусловлен правилами международных платежных систем. Да, с точки зрения безопасности оптимальным для вас является личное присутствие при доставке товара на дом. Однако по многочисленным обращениям наших клиентов мы сделали возможным получение товара их близкими или доверенными лицами, которым они могут передать свою карту. При этом еще раз хотим напомнить, что если у вас украли карту, необходимо немедленно ее заблокировать. Владимир Урбанский, директор по развитию электронных услуг «Альфа-банка»: Описанная ситуация выглядит действительно не совсем логично. По сути, виртуальные карты при оплате через интернет, конечно, более безопасны. Однако магазины вправе устанавливать те ограничения на прием платежей по картам, которые сочтут нужными для борьбы с мошенничеством, тем более, что в большинстве случаев ответственность за мошенничество перед банком-эквайером лежит на магазине. Мы задавали вопрос платежным системам, могут ли они влиять на принятие магазином решения о приеме тех или иных карт, но получили ответ, что нет, это право магазина. С другой стороны, чтобы борьба с мошенничеством была максимально эффективной, нужно проверять не только наличие карты, но и принадлежность ее владельцу. Здесь возникает потребность найти баланс между безопасностью и возможными потерями продаж; думаю, для «М.Видео» ситуация, когда оплачивает один, а принимает другой, была очень частой, и в компании решили пойти на послабление: наличие карты проверять, но присутствия владельца не требовать. В конечном итоге всех рассудит статистика по мошенничеству.