Фото: Getty Images/Fotobank.ru
«Это случай не целенаправленного обмана, а глобального самообмана, коллективных иллюзий. Или можно сказать иначе: мы создали умный интернет, который настолько умнее своих же пользователей, что смог убедить нас в своей непогрешимости. Мы разумно полагаем, что Сеть – благо. Но нам почему-то часто не хватает разума и логики для того, чтобы увидеть, как мы стали заложниками ее негативных проявлений», – пишет предприниматель и интернет-эксперт Эндрю Кин в своей новой книге «The Internet Is Not the Answer», вышедшей в январе.
Автор, известный интернет-скептик, давно и целенаправленно выискивающий слабые места в современной сетевой экономике, выступил в уже популярном жанре – книга Кина могла бы затеряться в общем потоке разоблачений Сети, убедительных и не очень. Но у «The Internet Is Not the Answer» есть одно безусловное преимущество: Кин честно и последовательно систематизировал весь набор претензий к интернет-индустрии (дополнив их при этом своими, часто небанальными выводами).

Вот несколько примеров из книги, которые, по мнению Кина, показывают, как хитрый интернет убеждает нас в том, чего нет.
Декларация: пользователь и его интересы – в центре всех процессов, он ведущий, а не ведомый
Реальность: процессы не следуют за пользователем, а преследуют его, пользователь становится заложником процессов
Давно известно, что основной бизнес крупнейших интернет-компаний – добыча наших персональных данных. Бесплатные сервисы перестают быть бесплатными, так как мы платим за них подробнейшей информацией о себе. Как хвастался бывший СЕО компании Эрик Шмидт, Google так пристально следит за нами, что знает не только то, что мы делали, но и то, что мы собираемся сделать.
Исследователь показывает, как менялся подход интернет-бизнеса к обработке персональных данных в течение 15 лет: несмотря на попытки властей отрегулировать эту сферу и регулярные протесты общественности, компании не сделали ни одного шага назад, каждый новый сегмент персональных данных становился предметом их тщательного анализа.
Последние пять лет инвестиции десяти крупнейших интернет-компаний в анализ персональной информации росли ежегодно на 20–25%. Ни одно другое направление в бизнесе гигантов не развивалось такими темпами.
Декларация: каждый интернет-бизнес стремится сконцентрироваться на собственной исключительной компетенции, так как универсальность размывает качество услуг
Реальность: интернет-компании стремятся занять все возможные рыночные ниши, связанные с электронными услугами; универсальнось – ключевая стратегия
Компания Google, которая начинала как поисковик, теперь не только заняла доминирующие позиции в рекламе, но и стала влиятельной силой в кино, в издательском, автомобильном, картографическом бизнесе и в образовании. Универсальность, как показывает Кин, опасна не тем, что снижается качество услуг (у Google, например, настолько эффективный менеджмент, что компания способна масштабировать число качественных сервисов практически до бесконечности). Универсальность – первый симптом постепенной монополизации, за которой следуют снижение предпринимательской активности и постепенный дефицит новых прорывных идей.