Сметенные новой метлой | Сбросить с корабля современности
Любителей рассуждений о том, что капиталистическую экономику можно успешно сочетать с азиатскими ценностями соборности и коллективизма, постигло большое разочарование. Оказывается, разнообразные «особенности национальной корпоративной культуры» можно терпеть только до тех пор, пока страна в состоянии компенсировать их за счет других преимуществ, вроде молодой и дешевой рабочей силы. Но рано или поздно население стареет, богатеет, начинает лениться, и тогда приходится выбирать: или дальнейшее развитие, или азиатские ценности. Крупнейший авиаперевозчик Японии Japan Airlines (JAL), как мог, откладывал этот выбор. За это пришлось расплачиваться банкротством и болезненным планом полной реструктуризации.

СМЕТЕННЫЕ НОВОЙ МЕТЛОЙ

Крах Japan Airlines стал крупнейшим банкротством в нефинансовом секторе Японии со времен Второй мировой войны. Это была не просто авиакомпания, а ключевой элемент японского экономического чуда. Основанная в 1951 г. JAL росла вместе со страной. Она возила членов императорской фамилии, премьер-министров и даже Папу римского. К 2000-м гг. по объему продаж компания была четвертым авиаперевозчиком мира и крупнейшим в Азии. В финансовом 2008 г. JAL перевезла 52,9 млн пассажиров (три четверти из них на внутренних рейсах) и 1,2 млн тонн грузов и почты. Однако лидерство давалось не просто. В 2001–2009 гг. правительство Японии три раза спасало неповоротливого гиганта JAL от банкротства за бюджетные деньги. Последний раз – в июне 2009 г. – кредитом на $900 млн от государственного Банка развития Японии. Дела пошли плохо еще задолго до кризиса: 2009 г. стал у компании четвертым убыточным годом за последнюю пятилетку. Неформальные договоренности с кредиторами и крупными чиновниками могли бы продлить агонию крупнейшего авиаперевозчика Японии на многие годы, но кризис перевернул привычную политическую системы страны, и у власти впервые за полвека оказалась оппозиция. Несмотря на недовольство руководства и основных банков-кредиторов JAL, новый премьер-министр Юкио Хатояманастоял на максимально прозрачной процедуре банкротства авиалиний через суд. После того, как цена акций JAL упала с двухсот с лишним иен в конце 2009 г. до семи в начале 2010 г., 14 членов совета директоров во главе с председателем добровольно ушли в отставку. 19 января компания подала в Токийский окружной суд заявление о банкротстве. Теперь реорганизацией авиалиний займется правительственный фонд, а руководить процессом будет Казуо Инамори, один из богатейших людей Японии, который до этого руководил корпорацией Kyocera, производящей в основном телекоммуникационное оборудование.

СБРОСИТЬ С КОРАБЛЯ СОВРЕМЕННОСТИ

Сейчас общая сумма задолженности JAL превышает $25 млрд, но компания планирует снова стать прибыльной уже в 2012 г. Для этого ей потребуется около $3,3 млрд бюджетных вливаний, списание $8 млрд долгов со стороны крупнейших кредиторов и кредитная линия еще на $6,5 млрд. Но деньги – это не главное. Их компания получала в избытке и раньше, но проблемы они не решали. Новое правительство намерено разобраться с JAL раз и навсегда. Одного крупного авиаперевозчика All Nippon Airways для второй экономики мира явно недостаточно, поэтому JAL будут реструктурировать очень серьезно, очищая компанию от губительных наростов, известных как «специфика японских корпораций». Привычная японцам модель гигантских конгломератов, когда на трамвае Мицуи можно приехать в гостиницу Мицуи и, лежа на кровати Мицуи, читать изданную Мицуи книгу, в мире тотальной специализации работает все хуже и хуже. Поэтому JAL придется сократить свою империю в два раза, избавившись от 53 из 110 своих дочерних компаний. Под сокращения попадут турагентства, гостиницы и прочая непрофильная ерунда. Заодно придется отказаться от примерно полусотни убыточных маршрутов, которые держали в основном из соображений престижа. Концепция пожизненного найма тоже пострадала. Поначалу JAL планировала сократить 6800 работников, потом 7300, потом 8400. Сейчас речь идет уже о необходимости уволить 15 700 из 47 000 служащих компании. Здесь у нового руководства авиалиний могут возникнуть трудности посерьезнее, чем с обеспечением новых миллиардных кредитов. Жесткое трудовое законодательство Японии, в отличие, скажем, от американского, запрещает одностороннее расторжение трудового договора работодателем даже в случае банкротства. Поэтому ненужных работников придется сначала убедить в необходимости их сокращения. Но самая страшная жертва, которую предстоит принести JAL, – это азиатское почтение к старикам. Щедрые пенсионные планы компании были очень к месту в 1960-е гг., когда счастливая судьба нескольких десятков пенсионеров JAL стимулировала тысячи молодых работников изо всех сил стараться удержаться у такого щедрого работодателя. Но сейчас компания сама дожила до пенсионного возраста, и корпоративных пенсионеров у нее за это время накопилось почти 9000. Непросто оставаться конкурентоспособным с такой 20%-ной надбавкой к общему количеству работников. Поэтому пенсии бывшим и нынешним служащим JAL сократят на треть, что позволит экономить около $2,2 млрд в год. Это сокращение работники приняли без возражений. Они в курсе, что в Японии самый высокий в мире процент людей старше 65 лет (21%), и в таких условиях уже не до традиционных ценностей.