«Евросеть» сообщила сегодня о намерении провести IPO на основной площадке Лондонской фондовой биржи (LSE).

От своего пакета решил избавиться Александр Мамут. Кроме того, «Евросеть» сделает допэмиссию акций для продажи на бирже. Всего может быть продано – в зависимости от спроса – 30–50,1% акций сотового ритейлера. Если инвесторы оценят компанию в $4 млрд, ей и Мамуту удастся получить $2 млрд. Это, видимо, максимум.

«Евросети» нужна дешевая ликвидность, компания намерена дальше проводить ребрендинг, развивать новый торговый формат – гипермаркеты и открывать новые салоны связи. Гипермаркеты – это магазины площадью в 1000–2000 кв. м, где будут продаваться не только телефоны, но и мелкая бытовая техника,большое количество разных гаджетов, посуда и прочее. Всего около 6000-8000 наименований. Сейчас «Евросеть» открыла в Москве уже два таких магазина и еще один в Рязани. Аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин считает, что до конца года «Евросеть» прирастет еще 10–12 собственными гипермаркетами. 

Кроме того, ритейлер ввязался в новую войну со своим основным конкурентом – сетью «Связной». Если раньше стороны бились из-за цен на средства связи, то с этого года еще и за торговые площадки. «Евросеть» намерена увеличить количество собственных салонов продаж (на сколько – не раскрывается), а также открыть 1000 новых точек для продаж услуг «Билайна». Половину из этих 1000 новых салонов «Евросеть» собирается получить за счет выдавливания «Связного».

Но если салоны для «Билайна» «Евросеть» разворачивает на деньги «Билайна» же, то для собственных торговых площадей и ребрэндинга компании нужны деньги. Сегодня их дешевле привлечь на бирже. 

Надо сказать, что финансовое положение ритейлера с 2008 года значительно улучшилось: если в 2008 году у «Евросети» при выручке в 79 млрд руб была отрицательная EBITDA – 3,6 млрд руб, то по итогам 2010 года при выручке в 61,9 млрд руб EBITDA составила 8,37 млрд руб. А рентабельность по EBITDA выросла с 8,1% в 2009 году до 13,5% в 2010 году.