Уж извините за упрощенное сравнение, но для меня интервенция – это как воздушный шар. Его можно поднять или опустить, но точное направление полета не задашь, потому что оно зависит уже от ветра. В экономике так же: экономические процессы ценообразования на продовольствие – это ветер, а интервенция – как вентиль, которым регулируют подачу горячего воздуха и позволяют контролировать высоту полета. Но иногда интервенвенцию пытаются использовать для решения всех вопросов. Сельскохозяйственный бизнес не может менять параметры своего производства. Смену времен года попросту не остановишь. Есть излишек производства – цена падает, формируются запасы. Возник дефицит – регулятор выпускает запасы на рынок и пытается тем самым сбалансировать цены. Вот основная функция интервенционного фонда. В «хлебные» 2008 и 2009 гг. было собрано столько зерна, что волновались, куда бы его деть, чуть ли не выбрасывать собирались. Но вот случилась засуха, и в стране возникла потребность в распределении запасов. Некоторые губернаторы начинают расстраиваться. Как же так, у них лежит зерно в элеваторах, вот оно – только руку протяни. А его надо отчего-то выводить на биржу, где его сразу купит тот, у кого есть деньги и кто и так себя неплохо чувствует. А у губернатора у самого в регионе есть хозяйства, которые нуждаются в зерне. Поэтому губернатор настаивает на системе распределения, чтобы свое зерно можно было бы разделить, в том числе, и между своими хозяйствами. И губернаторы обратились к правительству, нажали на все рычаги, заодно напомнили о возможной социальной напряженности и пробили все же желаемое. В итоге решили так, что раз губернаторы на местах, то им ситуация видна лучше и к ним надо прислушаться. Хорошо, прислушались. А теперь возникла ситуация, что зерно надо как-то распределить по справедливости. А как это? Кто знает, как сделать так, чтобы не было обиженных? Ведь когда зерно выходит на биржу, кто первый его купил, тот и прав. Потому что это законы рынка. А с распределением как поступить? Сейчас, на ожиданиях того, что начнется распределение из интервенционного фонда, уже рухнули цены на зерно. И это весной, с началом посевной. А ведь весной цена на зерно не может быть ниже, чем зимой. И возникла тупиковая ситуация. С одной стороны, есть потребность в том, чтобы удовлетворить потребности людей на местах. А с другой стороны, нарушается сама концепция интервенции. Нужно поднять шар и регулировать его высоту. А вместо этого есть риск падения рынка и срыва посевной. Надо определиться: мы создаем распределительную систему экономики или же мы строим рынок, в котором учимся следовать основным направлениям ветра. Да, распределять всегда сложнее, чем просто продавать на бирже, и этот процесс может сильно затянуться. Но, в моем понимании, распределение и не является действенным рычагом. Лучше продать это зерно, а нуждающимся хозяйствам помочь деньгами. В первую очередь нам нужны решения, позволяющие обеспечить стабильную ситуацию на рынке и единые правила игры для всех участников.