Американский издательский мир в последнее время всколыхнули две новости. Первая: 26-летняя писательница Аманда Хокинг, никогда не издававшаяся в печатном виде, заключила небывалый контракт – крупное издательство заплатило ей за серию из четырёх книг $2 млн. Вторая: Барри Эйслер, известный романист, создатель шести бестселлеров, отказался от значительного аванса (кстати, предложенного тем же издательством) и решил стать независимым автором. Две эти истории, на первый взгляд диаметрально противоположные, тем не менее, имеют общий знаменатель. Речь идёт о самиздате – явлении, распространяющемся всё шире и постепенно меняющем книгоиздательскую индустрию. В первом случае начинающий автор, в течение пяти лет безуспешно предлагавшая свои «паранормально-любовные» романы различным издательствам, решила издаваться самостоятельно – и всего за год продала более миллиона экземпляров собственных книг, заработав без малого два миллиона. Во втором – опытный, зрелый писатель, устав от неправильного (по его мнению) подхода издателей к продвижению своих произведений и аккуратно подсчитав возможности дохода, принял решение издать следующую книгу самостоятельно. Самиздат имеет многовековую историю. Первым известным самиздатовцем стал Джон Мильтон, в 1644-м году опубликовавшим на свои деньги трактат Areopagitica. Но в прежние времена автор, самостоятельно издающий написанную им книгу, не рассчитывал – и не мог рассчитывать – на доход. Печать – слишком затратный процесс, чтобы позволить писателю хотя бы окупить затраты. Всё изменилось, когда у печатных книг появилась альтернатива – книги электронные. Расходы на их производство минимальны, а то и вовсе отсутствуют: если вы написали книгу, перевести её в электронный формат можно на домашнем компьютере за несколько минут. Но основной, тектонический сдвиг в книгоиздательской отрасли произошёл, когда крупнейший интернет-ритейлер Amazon, воодушевлённый небывалым успехом своего е-ридера Kindle, предоставил авторам возможность продавать произведения через свой онлайн-магазин. Этот канал дистрибуции открыл перед самиздателями новые горизонты, о которых ранее нельзя было и мечтать. Процедура публикации е-книги на Amazon предельно проста благодаря системе Kindle Direct Publishing (KDP). Файл книги загружается на сервер Amazon в одном из многочисленных форматов, понимаемых системой. Предварительное форматирование рекомендуется, но необязательно и, в любом случае, несложно. После этого необходимо установить так называемую «каталожную цену» (list price) – и всё, книга опубликована и появляется в интернет-магазине Kindle. Ценовая политика Amazon также весьма благоприятна для авторов. При установленной каталожной цене в диапазоне от $2,99 до $9,99 автор получает 70% от продажной стоимости. Он имеет возможность выйти за этот диапазон (уменьшить цену до $0,99 или повысить до $200), но тогда его доля снижается до 35%. Известный писатель и апологет самиздательства Джо Конрат (вдохновивший многих авторов последовать своему примеру) приводит простые цифры, наглядно демонстрирующие, насколько самиздат выгоднее для автора, чем сотрудничество с издательской компанией. Издатель платит писателю роялти от 8 до 15%, в зависимости от типа книги. Таким образом, продавая своё произведение на Amazon всего за $2,99, автор сможет заработать больше, чем получит от издателя, реализующего книгу за $9,99 (обычная цена книги в мягкой обложке). Выглядит заманчиво, но так ли это на самом деле? Разумеется, нет. Добраться до читателя, выделиться на фоне десятков тысяч таких же книг в каталоге Amazon (по оценкам, три четверти всех издаваемых сегодня книг принадлежат самиздателям) очень непросто. Интернет изобилует руководствами и советами, как самостоятельно опубликовать и продать книгу. В основе успеха – два фактора: грамотный маркетинг и активное продвижение. Созданию книги должен предшествовать тщательный и всесторонний анализ рынка. Автор должен выбрать такую тему и формат, которые сегодня пользуются наибольшим спросом. О вдохновении нужно забыть – ему на смену приходит коммерческий расчёт. Продажи книги начинаются задолго до появления на сайте Amazon. Её нужно продвигать всеми способами, имеющимися в распоряжении автора. Необходимо создать постоянно обновляющийся сайт книги, писать о ней в социальных сетях и блогах, публиковать фрагменты будущего произведения, общаться с потенциальными читателями… Это тяжёлый труд, требующий полной самоотдачи и больших затрат времени. А ведь большинство самиздателей пока ещё не заработали достаточно денег, чтобы полностью посвятить себя писательскому труду. Вот и получается, что автор, решивший добиться успеха на этой ниве, должен забыть о свободном времени и отдыхе. В своём блоге Аманда Хокинг объясняет, почему она приняла решение перейти от самиздата к сотрудничеству с издательской компанией. «Я хочу быть писателем, – пишет она. – Я не хочу тратить сорок часов в неделю, отвечая на письма, форматируя обложки, нанимая редакторов и т.д. В настоящее время – я полномасштабная издательская компания в одном лице». И не все, конечно, в издательском мире приветствуют новый самиздат. Причем речь не только о традиционных издателях, видящих в нем существенную (и неминуемую) угрозу своему бизнесу. Очевидно, что по мере роста популярности самиздата на смену талантливым авторам придут талантливые продавцы, и собственно литературная ценность произведений отойдёт на второй план. Тут можно лишь согласиться с Лорой Миллер, которая пишет в своей колонке в журнале Salon: «Даже если появится автор, способный создать «Убить пересмешника» нового поколения, – не умея эффективно продавать своё произведение, он не сможет донести его до миллионов читателей, которые были бы счастливы прочесть его книгу».