Предприниматель Алексей Шичков показывает свои фотографии из командировок. Здесь он сидит на огромной стиральной машинке. На другом фото опять Шичков и стиральные машинки. На третьем – длинное узкое помещение, вдоль стены стоит ряд надоевших машинок, и снова он. Меняются только цвета стен и города. Бизнес Шичкова кажется скучным только внешне: он строит федеральную сеть прачечных самообслуживания. Сейчас в сети «Чистоff» 26 точек, из которых в Москве всего четыре, еще 17 в Питере, а оставшиеся 5 в регионах – открыты по франчайзингу. Платежеспособная столица оказалась крепким орешком для Шичкова: в Москве он увидел перспективнейший рынок, но столкнулся с бездействием чиновников, которое серьезно затормозило развитие его сети и подтолкнуло к переосмыслению его бизнеса. Проект «Чистоff» стартовал в 2008-м году, когда Алексей Шичков познакомился со своим будущим партнером Владимиром Безбородовым в блоге Олега Тинькова. У Безбородова уже была одна прачечная самообслуживания в студенческом городке – аудитория у прачечных молодежная. Но общежитий и студгородков по всей стране тысячи. Шичков подключил фантазию, свои воспоминания от поездки в США и убедил Безбородова, что прачечных может работать столько же. Был один нюанс. В Москве партнеры могли открываться только в студгородках. При обороте одной прачечной в 200 000–300 000 рублей открывать прачечную за его пределами чаще всего бессмысленно. Все дело в высокой стоимости аренды. За бесхозный подвал в студгородке и похожее помещение на соседней улице нужно платить 40 000 рублей и 140 000 в месяц соответственно. Шичков решил заручиться согласием вузов. Он встретился с ректорами нескольких московских университетов. «Проект социально значимый», – одобрительно покивали ректоры. В московском Департаменте потребительского рынка тоже пообещали поддержку. Шичков поверил. Двое партнеров стали искать деньги на открытие сети, и вскоре они познакомились с Давидом Папаскири, у которого уже была сеть из 17 прачечных в Санкт-Петербурге. Он согласился объединиться. После этого «Чистоff» (так назвали объединенную компанию) скупила трех мелких конкурентов в Москве. Крупных игроков, как тогда казалось, больше в Москве, да и в России, не было. Впрочем, быстро выяснилось, что исследование рынка проведено криво, и в большинстве общежитий машинки стоят, а у прачечных «Чистоff» есть крупный конкурент, который путает все карты. Им оказался Дмитрий Манцов, владелец трех крупных прачечных-комбинатов. Они обслуживали 50 общежитий города – стирали постельное и кухонное белье. В довесок Манцов установил в общагах машинки для студентов. Партнеры решили выкупить у него машинки, а вместе с ними – клиентскую базу. Манцов оказался не против. Нашелся и потенциальный инвестор, готовый финансировать сделку – венчурный фонд. После сделки партнеры собирались закрыть бизнес Манцова и в тех же общежитиях открывать точки с несколькими «стиралками», как в США. Но тут Шичков снова столкнулся с чиновниками вузов, и на этот раз общение оказалось не из приятных. По закону администрации вузов могут сдавать эти точки, выставив их на тендер, а «Чистоff» может их арендовать. Но мелкие чиновники попросту не захотели собирать бумаги для тендера. Занятие оказалось слишком хлопотным. «Занимаемся», – говорили Шичкову чиновники, но за полтора года ни одного тендера так и не прошло. «Ради нескольких квадратных метров у вузов волокита такая, что их очень тяжело убедить в том, что им это нужно, – оправдывает чиновников Манцов. – Если бы открывали какую-нибудь столовую на 300 кв. метров, было бы проще, для них это имело бы больший смысл». Студенческие городки – настоящий клондайк для злоупотреблений. В общежития селят гастарбайтеров-нелегалов. Деньги на ремонт легко распилить и половину отправить себе в карман. По крайней мере, так представляет себе положение дел Шичков, который общается с вузовскими чиновниками постоянно, на протяжении двух лет, и чаще всего впустую. В одном из спортивных институтов ректор сказал Шичкову: «Вы тут делайте ремонт, ставьте машинки, и каждый месяц по тысяче долларов приносите мне». Ни о каких тендерах речи не шло. Предприниматель успел только зайти в кабинет и изложить суть своего бизнеса, и сразу получил предложение о взятке. В общем, в Москве бизнес встал. Но у Шичкова был джокер в рукаве. Владимир Безбородов написал брэндбук, описал технологии и предложил партнерам в регионах развиваться по франчайзингу. На сайте «Чистоff» его предложением заинтересовались около 1000 человек, самых разных – студентов, предпринимателей, менеджеров. «Давайте сделаем из прачечной социальный клуб», – предложил ему один из потенциальных партнеров. Ему хотелось и телевизор, и wi-fi. Но Шичков, который скептически относился к творческому развитию своей идеи, осадил его: «Вы с него будете получать 5000 рублей в карман, мы же зарабатываем на копейках». Но именно после диалогов с франчайзи он по-настоящему поверил в будущее бизнеса. Предприниматель рассчитал, что с каждого можно брать по 8000 рублей роялти в месяц, и, в конечном итоге, неплохо заработать. Шичков смог договориться с представительством Miele о беспрецедентно крупной скидке на машинки и сушки для своих франчайзи. Ему повезло, что в компании пошли на такие условия. Если дело не пойдет, франчайзи сможет продать машинки по такой цене, что сможет выйти в ноль. В регионах рентабельность прачечных не так сильно зависит от аренды. С тендерами можно не возиться и открывать прачечные не в студенческих городках, а рядом с ними. Но возникает другая проблема: у мелких предпринимателей из регионов и в таких условиях не хватает денег на открытие. Есть государственная программа поддержки малого бизнеса, по которой предприниматель, в зависимости от региона, может получить 350 000 рублей на развитие. Пусть на запуск прачечной этих денег мало – нужно от 1 млн рублей. Зато их получаешь безвозмездно: отдавать нужно налогами, которые и так платить. Когда Шичков только задумывался о развитии сети, он рассчитывал на власти и здесь. Но теперь для него уже не было удивлением, что его франчайзи тоже столкнулись с чиновничьим барьером. «В Уфе эти деньги получить нельзя, – констатирует он. – На сельское хозяйство можно, на бортничество, а на сервисный бизнес – нет». Красноярскому партнеру тоже не дали денег. Она хотела получить грант по другой программе – поддержки безработных, но оказалось, если ты используешь франчайзинг, то его почему-то получить нельзя. «Чистоff» все же обзавелась пятью франчайзи – в Смоленске, Томске, Перми, Краснодаре и Майкопе. Еще в двумя договор готовится в к подписанию. Причем, молодые франчайзи из Смоленска перевернули сознание предпринимателя: им удалось открыть бизнес почти полностью на государственные деньги. «Ребята сделали отлично, – рассказывает Шичков. – Они подали одинаковый бизнес-план от трех разных ИП, и каждый получил по 300 000». Свою причастность к бизнесу они доказывали чиновникам тремя разными способами. У одного был договор франшизы с «Чистоff», у второго договор на поставку оборудования, а третий заключил договор на аренду помещения. На второй год общения с чиновниками Шичков наконец-то нашел вполне законную лазейку, которая позволяет использовать государственные льготы. Причем так, что в регионах они покрывают большую часть расходов на открытие бизнеса. Сейчас предприниматель изучает все государственные программы для малого бизнеса. В случае с его партнерами можно использовать, по крайней мере, три одновременно. Помимо «Программ поддержки предпринимательства и поддержки безработных», есть еще «Молодежная программа поддержки предпринимательства». «Пусть у тебя жена подает по «молодежке», – советует Шичков очередному партнеру, – а ты, давай, подавай на «поддержку». В борьбе с чиновниками можно победить лишь хитростью и упорством – да и то не по всем фронтам.