Пал «последний бастион» – сегодня с нашей ассоциацией «Союзмолоко» подписала соглашение объединенная компания Danone-«Юнимилк». Можно сказать, что теперь в рамках ассоциации консолидирована вся молочная отрасль. Danone держался дольше остальных, прошло меньше полугода после того, как шаг навстречу нам сделал другой лидер рынка – ВБД. А перед ними многие другие игроки. Десять лет на молочном рынке ничего особенного не происходило, десять лет отраслевая ассоциация переработчиков «Российский союз предприятий молочной отрасли» (РСПМО) стояла на страже их интересов. Всего за пару лет нам удалось добиться того, чему все предрекали крах – объединения производителей и переработчиков молока. Двух секторов, у которых, на первый взгляд, совершенно разные интересы на рынке. Мы как ассоциация изначально планировали, что будем представлять только интересы крестьян, производителей сырого молока, а с РСПМО существовать как два полюса и пытаться договариваться. Но в итоге возникла такая ситуация, что сейчас «Союзмолоко» представляет интересы и производителей, и переработчиков. Десять лет назад созданный при непосредственном участии ВБД РСПМО не имел конкурентов. И со временем со стороны руководства РСПМО сформировалось довольно консервативное отношение к будущему отрасли: по сути, решались вопросы разового порядка и разового интереса. Но тут появляется альтернативная структура, которая говорит: ну подождите, давайте хоть попробуем найти баланс, договориться. Ведь РСПМО представлял интересы переработчиков, тем самым не учитывая права производителей. А сырое молоко – это такой товар, который долго держать не получится, и его на склад не положишь в ожидании лучшей цены. Почем у нас покупают – за столько мы и продаем. Понятно, что в таких условиях переработчики и диктовали свои цены. Так для чего им с нами тогда договариваться? Ведь речь главным образом идет о том, что мы все придерживаемся единого коридора цен на свежее молоко. Но в процессе диалога стало очевидно, что на самом деле у нас общих проблем больше, чем тех, которые нас разделяют. Ценовые качели не выгодны ни производителям, ни переработчикам. Казалось бы, последним хорошо, когда цена на сырое молоко резко падает, но все, что падает, потом резко поднимается. И та, и другая стороны одинаково заинтересованы в стабильности. Мы привыкли к дикому капитализму, то есть «заработать как можно больше, сегодня и сейчас». А приход иностранцев подстегнул к более долгосрочному видению, то есть «получить максимальную стабильность». Переработчики поняли, что нам надо получить не высокую цену на молоко, а стабильную. Тем более, что активное госвмешательство в дела рынка не всегда хорошо заканчивается для обеих сторон. Поэтому, если мы можем договариваться сами, то это надо делать. Был этап, когда Danone говорил: дескать, мы иностранцы, мы не хотим ни во что вмешиваться. А сегодня они понимают, что надо участвовать во всех этих процессах, иначе они станут неуправляемыми. Год назад ВБД тоже не хотела подписывать с нами соглашений, а теперь происходит полноценное взаимовыгодное сотрудничество. Много раз мне говорили, что антагонизм переработчика и производителя молока – вечен. Тот же глава РСПМО в своем интервью год назад говорил, что дает гарантию, что у нас ничего не выйдет. А в конечном итоге произошло так, что большинство игроков рынка увидели перспективу в сотрудничестве и объединении. Мы активно работали над созданием общих правил игры на рынке, и когда они стали формироваться, то выяснилось, что они нужны не только производителям, а всем звеньям продовольственной цепочки, включая торговлю. Бардак нужен только непорядочным людям и спекулянтам, которые этим пользуются. А тупик в отрасли возник из-за отсутствия даже желания предположить, что есть альтернатива. На мой взгляд, тот застой, который царил, – это самое страшное. Даже самая мощная система от застоя может развалиться, и Советский Союз это доказал. Нет, от того, что подписаны соглашения, антагонизм между производителями и переработчиками не исчезнет. Но если «враг» прогнозируемый и понятный, то с ним лучше, чем с «врагом» непредсказуемым. Проще договариваться, чем занимать круговую оборону. Это нас не полюбили, а просто поняли, что выгоднее сотрудничать. Да и кроме того, чем тратить силы на борьбу друг с другом за цену на сырое молоко, лучше направить энергию на борьбу с производителями некачественной продукции и делать все возможное, чтобы стимулировать потребление молока и развивать отрасль, вместе.