Постмодернизм бессмертен. Сколько его ни хоронят последние 5–10 лет, а как что-нибудь важное случится, так сразу и выясняется, что жив курилка и никуда не делся. Казаться, а не быть – вот главный тренд последних 20 лет что в культуре, что в политике, что в экономике. И если культура и политика – вещи довольно гибкие и в случае чего сравнительно легко настраиваемые, то с экономикой сложнее: в силу большой инерции системы привычка изображать активность и заниматься при этом ерундой вместо решения сложных проблем может обернуться крупными неприятностями. Если кто ещё не понял, то я имею в виду понижение кредитного рейтинга США агентством Standard&Poor’s, а вернее сказать, то, как это спроецировалось в головах наших коллег-аналитиков. Собственно говоря, ну понизили рейтинг – и понизили. Есть формальная процедура оценки, агентство не нашло возможности (или не захотело) от неё отклоняться. Выразило свое мнение, которое, к слову, очень ценится на рынке. Игроки теперь это все отыгрывают. Но чтение комментариев аналитиков доставляет. Не удержусь и процитирую коллег из ВТБ:
«Пересмотр прогноза кредитного рейтинга США агентством Standard&Poor’s расценивается большинством участников рынка как исключительно политический шаг, подталкивающий администрацию США и республиканское большинство в нижней палате Конгресса к достижению компромисса в отношении принятия мер по сокращению дефицита бюджета страны и стабилизации размера госдолга. Тот факт, что соответствующее решение было принято в разгар дискуссий по бюджету страны, только усиливает это мнение. Таким образом, вчерашнее решение S&P стоит расценивать как попытку повлиять на внутриполитические процессы, нежели как пересмотр одного из базисов мирового рынка долга, каким является рейтинг AAA у США».
То есть понарошку это всё, не всерьез. Расслабьтесь. У США проблем с госдолгом нет никаких, они столп и вообще. Первая мысль, которая меня посетила при прочтении данного комментария: «Вашингтонский обком не дремлет. Проплатили». Но потом, поразмыслив трезво, осознал, что дело не в «проплатили», да и никто не будет ничего проплачивать – незачем деньги тратить. Человек, и правда, так думает, вот что поразительно. Откуда он узнал, что большинство участников рынка тоже так думают, мне неведомо, но самое поразительное, что, возможно, это и недалеко от истины. Объяснение данному феномену лежит скорее в области психологии, а также пропаганды и агитации. В мировой истории известны два традиционных способа манипулирования общественным мнением. Первый – это секта. Собственно, не только секта, по такому принципу построена практически любая религия: адепта ставят в жесткие условия проживания (лишение пищи, воды, сна и т.д.) а мозг нагружают малопонятной, но объемной работой (выучить наизусть священную книгу). Если правильно организовать работу, то через некоторое время адепты уже верят каждому слову главы секты (можно смело объявлять черное белым, круглое квадратным и т.д.), но проблема в том, что адепты объяснить вразумительно посторонним ничего не могут. Второй путь – массовый гипноз. Необходим яркий оратор. Никаких сложностей, связанных с послушничеством тут нет, но оратор должен быть опытным гипнотизером, или хотя бы должен уметь вовремя впадать в трансовое состояние и увлекать туда за собой других. Классический пример: Гитлер и Геббельс. Под воздействием их речей люди верили абсолютно всему. Из более современных и мирных персонажей на ум приходит Анатолий Кашпировский, а из политиков неплохо держится Каддафи, хотя, чтобы досконально оценить его потенциал, надо хорошо знать арабский язык. Американцы придумали третий способ манипулирования, который оказался эффективнее двух традиционных. По сути, это долгосрочная целенаправленная реклама. Принцип очень простой: любая глупость, повторенная достаточно большое количество раз, записывается в подкорку мозга и становится абсолютной истиной, логически не анализируемой. Банально пробивается психологическая защита, и навязываемый рекламный слоган становится как бы частью человека, заражает его, как вирус. А дальше уже человек сам найдет логические или метафизические объяснения. В этом случае не нужен ни фюрер бесноватый, ни трибунал инквизиционный – «зараженные» все сделают сами. И как показывает опыт мирового финансового рынка, работает это прекрасно. С начала 1970-х годов (пресловутого четвертого дефолта США, хотя это название формально не очень точное, но такое уж закрепилось в истории) доллар США не обменивается на золото и, в общем и целом, совершенно ничем не обеспечен. Однако до последнего времени статус мировой резервной валюты и «мировой валюты-убежища» поддерживался, что называется, в полном объеме. Почти 40 лет на «честном слове» получать эмиссионный доход – это мастерство. Конечно, не все так просто. Помимо рекламы и пропаганды власти США предприняли многие, подчас откровенно жульнические действия, сделай которые любая другая страна, она была бы тотчас изобличена и, как минимум, виртуально растерзана мировым сообществом. Ну, например, изменение методики расчета ВВП в начале 1980-х годов, которое привело к искажениям при подсчете реального ВВП. Именно тогда стали активно использоваться такие чудесные показатели, как «индекс инфляции без учета продовольственной и энергетической составляющей», «приписная рента», гедонистические индексы и т.д. Здесь можно посмотреть, как некоторые из этих изменений повлияли на оценку реального ВВП страны и обеспечили экономические показатели, необходимые для подтверждения тезиса о безусловном мировом экономическом лидерстве США. А если кто и усомнится в том, что это так – с ним разбираются в лучших традициях постмодернизма: просто высмеивают и всё. Никаких серьезных дискуссий, в итоге, не возникает. Поэтому в дальнейшем, несмотря на объективные проблемы в экономике США и неизбежное ослабление доллара, мы все равно часто будем слышать бодрые речи о том, что «все хорошо, прекрасная маркиза» и «США по-прежнему ведущая экономическая держава с сильной экономикой». Опасаясь впадать в другую крайность (знаменитый уже синдром Хазина-Леонтьева, ожидающих с 2000, по-моему, года краха США «со дня на день»), все же замечу: чем меньше вы верите пропаганде, тем больше шанс сохранить ваше благосостояние. Даже в эпоху свирепствующего постмодернизма.