Акционеры «Мегафона» обсуждают идею выделения бизнеса по предоставлению неголосовых услуг: торговля контентом, мобильная коммерция, мобильный интернет – в самостоятельную структуру, сообщают «Ведомости». Может ли такая реорганизация помочь бизнесу? В принципе, создание структур под то или иное направление – дело хорошее. В материнской компании менеджеры, озабоченные доходом от основных услуг, нередко не находят времени и сил, чтобы активно заниматься перспективными или нишевыми направлениями. В целевых подразделениях или специально созданных компаниях развитие этих направлений становится приоритетным. Вкладываются усилия (иногда это не требует даже специальных инвестиций) и, вуаля, дело движется, доходы растут! Есть, конечно, и подводные камни: иногда возникают дублирующие структуры, что негативно сказывается на рентабельности бизнеса компании в целом, иногда возникает конфликт интересов между разными структурами и их руководителями. Больше всего меня удивила идея потенциального выделения из «Мегафона» именно бизнеса мобильного интернета. Сразу же вспомнилась пародия на шлягер «Ты ушла рано утром, собралась в один миг. На подушке остался твой зеленый парик…» и его концовка «Если это осталось, тогда что же ушло?». Если сегодня мобильный интернет по привычке еще относят к «дополнительным услугам», то доля в выручке (около 10%) и темпы роста (+85% год к году по итогам 2010 г.) позволяют с уверенностью прогнозировать, что именно это направление обеспечивает компании дальнейший рост бизнеса, в том числе и с учетом падения доходов от голосового трафика. Вопрос: если выделить из компании «Мегафон» растущие направления «неголосовых услуг», то что же в ней тогда останется? Затратная часть по строительству и эксплуатации сети связи? Оказание голосовых услуг, где планомерно сокращаются доходы? Возможно, объяснение в другом. По слухам, новую компанию может возглавить первый заместитель гендиректора «Мегафона» Михаил Дубин, выходец из «Телекоминвеста» Алишера Усманова. И, учитывая это, реорганизация может стать попыткой вывода всех центров роста из-под гендиректора «Мегафона» Сергея Солдатенкова в пользу нового любимчика акционеров – Дубина. Не лучшая идея. Никто из конкурентов не предпринимал аналогичных шагов, не припомню я и аналогичных западных кейсов. Зато можно вспомнить, как передача направления контент-бизнеса «Билайн» компании «Темафон», мягко скажем, не улучшила позиций оператора в этом сегменте рынка. Другое дело – создание соответствующих направлений внутри компании, с собственными задачами и планами. Здесь возможна даже большая фрагментация: кроме мобильного интернета, торговли контентом и мобильной коммерции, разумно создать подразделения, у которых будет «болеть голова» за развитие темы телематики и M2M (mashine-to-machine), а также NFC (near field communications). Эти направления в ближайшие годы можно превратить в неплохие центры прибыли для оператора. Понятно, что в такой структуре Михаил Дубин, возможно, не получит той свободы действий и паблисити, каких бы он добился, будь создана отдельная компания. Но мы ведь говорим про успешный бизнес, а не про амбиции отдельных управленцев или акционеров. И если кому-то хочется видеть героем завтрашних успехов компании именно Дубина, то лучше просто назначить его гендиректором «Мегафона», не затевая реорганизации.