Режиссер Павел Бардин – автор полузапрещенной картины о нравах русских фашистов «Россия 88» – с начала года пишет колонку о быте и нравах отечественного кино для сайта агентства РИА «Новости». Девятый по счету текст Бардина, появившийся на сайте в среду утром, был посвящен актуальной для индустрии проблеме – воровству и нечистоплотности в продюсерских проектах. В колонке под названием «Пользуясь случаем» Бардин называл кинопродюсеров «мафией» и приводил конкретные примеры «грабежа», с которыми пришлось столкнуться самому Павлу и его отцу – мультипликатору Гарри Бардину. В ночь со среды на четверг текст с сайта исчез. «Есть хоть один режиссер, актер, сценарист, звукооператор, костюмер, дольщик, проработавший в «индустрии» кино и сериалов дольше 5 лет, которого ни разу не кинули или не пытались кинуть продюсеры? Причем зачастую абсолютно «законным» образом?» На эти вопросы Бардин отвечает примерами из собственного опыта: продюсеры сериала «Холостяки», который он снимал, не выплачивали группе заработную плату, чтобы накрутить на сумму проценты в банке; прокатчики мультфильма Гарри Бардина «Гадкий утенок» исчезли, не выплатив автору всех положенных по договору компенсаций; и, наконец, тяжба с продюсерами за права на «Россию 88» (согласно подписанному сторонами допсоглашению) не увенчалась успехом режиссера. Ситуация эта, как сообщили собеседники Slon.ru, всем в индустрии известная, и выход из нее один – общаться с «правильными» людьми, а не поднимать широкую общественную дискуссию. Сайт РИА «Новости», опубликовав текст, помог нарушить «заговор молчания» в индустрии, но ненадолго. Снять текст распорядилась главный редактор РИА «Новости» Светлана Миронюк, объяснившая свое решение в одной из дискуссий в фейсбуке: «Не оспариваю сути изложенного, на которое автор имеет право. Естественно, форма изложения недопустима для сайта РИА не только и не столько потому, что это государственное агентство (мы пытаемся представлять всю палитру мнений), сколько потому, что текст нарушает Закон». Светлана Миронюк сочла текст угрозой «существования СМИ под названием риан.ру» и сообщила, что отправляет его юристам, чтобы минимизировать риски судебных разбирательств. Бардин ответил, что готов к общению с юристами, хотя одну проверку этот текст уже прошел – «я без всякого скандала снял фамилии Путин и Сурков (хотя упоминание этих лиц не задевало их чести и достоинства)». Никакой официальной реакции от собственно «мафии» кинопродюсеров эта история не вызвала. Президент гильдии кинопродюсеров Ренат Давлетьяров признался Slon.ru, что сам текст не читал, но не далее как два месяца назад общался с Павлом Бардиным лично и «общение происходило в позитивном ключе». Вице-президент гильдии продюсер Александр Атанесян прокомментировал текст Бардина так: «Безусловно, есть недобросовестные продюсеры. Но если ты считаешь кого-то жуликом, подай в суд. Зачем кричать об этом? Картину «Россия 88» я считаю очень талантливой, и продюсеры – компания «2план2» – зная, что в ней изначально заложена бомба замедленного действия, сознательно пошли на риск и помогли ее сделать. А дележ денег, которых нет (картину ведь не прокатывали) – это неэтично». Несколько жестче неофициальная реакция, озвученная Slon.ru другими представителями продюсерского цеха: режиссер – это нанятый исполнитель, а не владелец прав, а если тебя обманули и не заплатили денег, сам дурак. «Меня тоже в нескольких известных местах надували, – призналась Светлана Миронюк, – но я не считаю правильным свои частные обиды разрешать таким образом, да еще и в ущерб компании, где зарплату получаю». Зарплату, точнее гонорар, от РИА «Новости» Павел получает согласно заключенному договору, и работодатель не намерен его расторгать. Автор сообщил Slon.ru, что тоже заинтересован продолжить трудовые отношения с rian.ru: «Я закончил журфак, чтобы получать деньги за тексты». Было бы неплохо, чтобы и за снятые фильмы тоже.