К покупке Skype ближе всех оказалась корпорация Microsoft, а не Facebook и Google, как сообщалось на прошлой неделе. С учетом долговых обязательств, взятых на себя Skype, Microsoft может потратить на приобретение крупнейшего оператора интернет-телефонии от $7 млрд до $8,5 млрд.
Сумма впечатляет: Microsoft переплачивает в разы. Skype до сих пор убыточен: в прошлом году сервис потерял $7 млн при выручке $860 млн. Остальные претенденты на Skype оценивали его заметно меньше. Компания Cisco была готова купить Skype за $5 млрд, глава Facebook Марк Цукерберг предлагал за сервис от $3 до 4 млрд. Microsoft, по данным All Things Digital, существенно подняла ставку в конце прошлой недели, когда стало ясно, что сервис может уйти к конкурентам.
Впрочем, судя по всему, Facebook не была прямым конкурентом Microsoft в борьбе за Skype. Социальная сеть активно партнерствует и с Microsoft, и с сервисом интернет-телефонии. Faсebook интегрирована в Skype-клиент, а поисковик Bing, принадлежащий Microsoft, с осени имеет доступ к базе данных соцсети. Не исключено, что с какого-то момента Цукерберг выступал посредником в переговорах со стороны Microsoft.
Сделка рискованная: нет никаких гарантий, что Skype начнет зарабатывать под надзором Microsoft. А последней при этом понадобится инвестировать в него значительные дополнительные средства. Skype может стать приложением по умолчанию в Windows, его могут интегрировать в офисные пакеты Microsoft или в семейство интернет-сервисов Windows Live. Но это не решит его проблемы: сервис нуждается не в новых клиентах, а в росте подписок на платные услуги (таких сейчас 9 млн человек из 663 млн зарегистрированных пользователей).
И в общем, сложно поверить, что, совершая крупнейшую в своей историю сделку (в последний раз такой считалась покупка рекламной компании Aquantive за $6 млрд), Microsoft рассчитывает лишь на интеграцию своих продуктов с интернет-сервисом, не имея революционных рыночных планов. $8 млрд – столько должна стоить революция, а не банальная экспансия с непрогнозируемым эффектом.
Пожалуй, такая революция возможна сейчас на мобильном рынке. У Microsoft большие планы по развитию мобильной операционной системы Windows Phone. Ворваться на этот рынок с каждым месяцем все сложнее: Apple и Google прочно заняли разные сегменты рынка смартфонов и в этом году, по всем прогнозам, будут наращивать темпы роста. Нужны неординарные шаги.
Первый такой шаг Microsoft уже сделала – это стратегическое партнерство с Nokia. Есть перспективная платформа (Windows Phone), есть сильный производитель, нуждающийся в новом дыхании (Nokia). Не хватает предустановленного killer application – приложения, которое станет решающим аргументом для покупки устройства. Для Android таким приложением давно стали мобильные сервисы Gmail и Google Maps. У Microsoft же собственных продуктов со сравнимым потенциалом для мобильных пользователей совсем немного.
Skype уже работает и на смартфонах с ОС Android, и на устройствах Apple. Но Microsoft не подойдут стандартные мобильные приложения от сервиса интернет-телефонии, иначе игра бы не стоила свеч. Революционным ходом была бы разработка полнофункционального и массового Skype-смартфона на основе Windows Phone, в котором первородная функция – голосовая связь – была бы по умолчанию обеспечена интернет-телефонией, а услуги сотовых операторов предлагались бы в качестве альтернативы. При этой схеме на смартфонах будут доминировать платные (SkypeOut) звонки, так как мобильники со skype-приложениями на рынке еще долгое время будут в меньшинстве. А продвижение и продажи устройств можно стимулировать более дешевой тарификацией голосовой связи, чем у сотовых компаний.
Но риск все равно очень велик: корпорация столкнется с противодействием других потенциальных партнеров – крупнейших американских и европейских операторов сотовой связи, во многом определяющих успех мобильных продуктов, ведь большинство телефонов сегодня реализуется по схеме предподключения. Кроме того, именно операторы обеспечивают доступ к мобильным интернет-сетям, без которых работа скайпфонов невозможна. Переломить этот рынок и сложившуюся практику работы будет непросто. Но если получится – успех будет стоить тех миллиардов, которые Microsoft заплатит за Skype.