Вчера стало известно, что Дмитрий Каменщикобъявил себя 100%-ным бенефициаром компании, которая называется DME Limited. Эта структура собралась в Лондон на IPO, чтобы продать там 20% своих акций. Значит ли это, что интрига «кто владеет аэропортом «Домодедово» распутана и конечный собственник всего аэропорта – Дмитрий Каменщик? Отнюдь. Вопросов стало еще больше. DME – это код, присвоенный аэропорту Международной ассоциацией гражданской авиации. Логично предположить, что структура, назвавшаяся так, имеет отношение к аэропорту «Домодедово». Тот факт, что компанией DME Limited владеет Дмитрий Каменщик, главный человек в аэропорту, тоже вроде бы связывает ее с «Домодедово». До сих пор DME Limited вроде бы не фигурировала в схеме владения аэропортом, но «Коммерсантъ» выяснил, что в DME Limited был переименован другой кипрский офшор – FML Limited, имеющий прямое отношение к «Домодедово». Ну или не совсем прямое: сообщалось, что FML Limited контролирует компании, входящие в группу «Ист Лайн». Речь идет о фабрике бортового питания (Domodedovo Catering Service), топливозаправочном комплексе (Domodedovo Fuel Services), пассажирском терминале (Domodedovo Passenger Terminal), грузовом комплексе (Domodedovo Cargo), службе авиационной безопасности (Domodedovo Security) и еще ряде сервисных компаний. Эти компании управляют различными бизнесами в аэропорту «Домодедово», но неизвестно, в какой мере за ними закреплена и закреплена ли вообще за ними собственность в аэропорту. Вот, например, в качестве оператора аэропорта указано ЗАО «Домодедово пэссэнджер терминал». Однако известно при этом, что терминал в аэропорту, по крайней мере, раньше был оформлен на совершенно другие структуры, среди которых называлось ЗАО «Международный аэропорт Домодедово». Так или иначе, но владельцем терминала Генпрокуратура и Счетная палата недавно называли кипрский офшор Hacienda Investments ltd. Какие именно у него взаимоотношения с FML, переименовавшейся в DME, точно сказать невозможно. Вроде бы родственные. Зачем Каменщик так всех запутал? Несколько лет назад государство пыталось отобрать у него терминал, теперь, видимо, защищает собственность. Но когда речь заходит об IPO того, что называют в общей сложности аэропортом «Домодедово», с такой сложной системой владения, как у «Домодедово» очень важен вопрос, так что же именно выставляется на продажу и стоят ли за этой структурой какие-то реальные активы, например, доля в Hacienda или доля в каком-нибудь другом офшоре, владеющем Hacienda. Когда Дмитрий Каменщик сообщил миру, что ему принадлежит 100% DME Limited, похоже, всего лишь дал понять, что он действительно один из тех людей, которые контролируют бизнес аэропорта. И теперь готов поделиться частью своей доли с инвесторами на Лондонской бирже. Но чем же он делится? Можно почти уверенно говорить, что DME Limited по крайней мере контролирует сервисные компании в аэропорту. А контролирует ли эта структура объекты недвижимости? И если контролирует, то в какой мере? Ответов на эти вопросы пока нет. Но если ты защищаешь собственность от рейдерских захватов, то ты наверняка разведешь по разным структурам услуги и недвижимость. Так что признание за Каменщиком 100% DME Limited вовсе не исключает, что Когану тоже принадлежит что-то в «Домодедово». Не исключает, что в «Домодедово» есть какие-то еще владельцы, о которых мы пока не знаем. Возможно, ясность появится с публикацией проспекта эмиссии и других бумаг, которые нужно опубликовать в ходе подготовки к IPO, в том числе и отчетность по МСФО за два года. Из этих же бумаг, возможно, мы узнаем, какова реальная связь DME Limited с Hacienda и аэропортом «Домодедово». И тогда следователи прокуратуры смогут отрапортовать президенту, кто бы им ни был, о достигнутых промежуточных успехах в поиске настоящих владельцев аэропорта. А пока же разного рода эксперты соревнуются в оценках «Домодедово» перед IPO. Например, сегодня Goldman Sachs, выступающий одним из организаторов сделки, оценил аэропорт в $3,5–7,5 млрд. Но сколько из них приходится на DME Limited? Опять нет ответа. Дмитрий Каменщик явно хочет оценить свой бизнес и закрепить эту оценку на международном уровне – это веский аргумент в переговорах о продаже бизнеса, которые наверняка сейчас идут за закрытой дверью. По крайней мере, я не сомневаюсь, что предложения вроде «отдай за рубль и уйди по-хорошему» ему уже поступили в той или иной форме. Продаст Каменщик свой бизнес и уйдет из аэропорта совсем? Или с помощью IPO всего лишь создаст такую ситуацию, при которой трогать аэропорт с участием реальных иностранных инвесторов, а не граждан с острова Мэн, будет неприлично для президента страны, кто бы им ни был? Вот еще вопросы без ответа. Но я бы поставила на второй вариант развития событий: как показывает история противостояния Каменщика с Росимуществом, пытавшимся отобрать у «Ист Лайна» терминалы в аэропорту, этот человек вряд ли способен встать в удобную позу, отказаться от борьбы, продать за рубль, а потом тихо уйти.
О чем молчит Дмитрий Каменщик
Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Проект «Republic» либо касается деятельности иностранного агента Проект «Republic»
Структура собственности аэропорта «Домодедово» не стала прозрачней после объявления собственника DME Limited
Из-за новых требований российского законодательства нам приходится удалять некоторые комментарии — для безопасности участников дискуссии и сотрудников Republic.
Загрузка комментариев
Загрузка...