Разгон парада сексуальных меньшинств на этих выходных в Москве, прессинг Алексея Навального со стороны силовиков и крупных компаний, бравада и политическая монополия «Единой России» после последних парламентских выборов, – все это кусочки паззла «Россия – страна агрессивного большинства».
Какая связь между гей-парадом и строительством международного финансового центра в Москве? Ошибочно полагать, что проводимые законодательные и инфраструктурные реформы превратят нашу столицу в Мекку для зарубежного капитала. Инвесторам нужны другие сигналы, чтобы поверить в Россию. Чтобы иностранные миноритарии, которые являются крупным участником мирового фондового рынка, пришли в Россию, им нужно не только разрешение на возможность напрямую покупать акции российских компаний, но и подтверждения, что в нашей стране у миноритариев тоже есть право голоса. И в этом отношении Алексей Навальный выполняет вполне полезную функцию по привлечению капитала.
Чтобы крупные институциональные инвесторы делали здесь стратегические вложения, им нужно понимать, что в случаях, когда твой крупный бизнес пересекается с политикой, то ты не противостоишь одному, априорно правильному, мнению. А однопартийная политическая система, как бы эта партия ни была хороша, самой своей природой исключает данную возможность. Наконец, когда ты строишь международный финансовый центр, то тебе нужно много квалифицированных иностранных специалистов, и упрощенный визовый режим – это ничтожно мало для них. Каждый такой специалист должен быть уверен, что он едет в страну, где можно быть непохожим на других, слушать другую музыку, по-другому одеваться, иметь другое мнение или иную ориентацию, – и ты не будешь объектом гонений из-за своей позиции.
А пока что мы имеем разгон ОМОНом демонстрации секс-меньшинств на выходных; заявления лидеров «Единой России» после последних парламентских выборов, что доля партии в Думе позволяет ей не учитывать мнения проигравших партий ввиду малочисленности их сторонников; пассаж Алексея Улюкаева из ЦБ на прошлогоднем собрании акционеров ВТБ: «Превращать собрание акционеров в дискуссию с вами невозможно. Сядьте, пожалуйста», – по поводу особого мнения у миноритариев.
Институт экономики и мира (The Institute for Economics and Peace) и компания The Economist Intelligence Unit (аналитическое подразделение британского журнала Economist) недавно представили «Рейтинг миролюбия стран мира 2011 года» (Global Peace Index 2011). В нынешнем рейтинге, как и год назад, Россия снова заняла одно из последних мест – 147-е из 153. В этом году самыми миролюбивыми странами мира эксперты назвали Исландию и Новую Зеландию. Они получили эти места благодаря отсутствию агрессии в мировой политике, низкому уровню насилия в стране, высокому уровню политической стабильности и соблюдения прав человека. Россия по-прежнему входит в десятку наименее миролюбивых государств мира. Global Peace Index измеряет уровень насилия внутри государства и агрессивность его внешней политики. Исследование «миролюбия стран мира» выпускается ежегодно и рассматривается в качестве отправной точки для глобального проекта «Перспективы человечества», целью которого является выявить взаимосвязь мира и устойчивого развития на планете. Первый подобный рейтинг был представлен в мае 2007 года. В «Индексе миролюбия стран мира» большое внимание уделяется таким параметрам, как меры социальной защиты, соблюдение прав человека, уровень политической стабильности, уровень ксенофобии и другие, в том числе терпимость к меньшинствам.
Меня лично никак не заботят проблемы тех, кого разогнали в эти выходные в Москве, но меня и каждого из нас затрагивает система, в которой нет места не согласным с ней, в чем бы это не выражалось. Можно отрицательно относиться к геям и лесбиянкам, можно не ходить на выборы или выбирать меньшее из зол, можно не участвовать в народных IPO, – но в какой-то момент вы также окажетесь по какому-либо вопросу в меньшинстве, и у вас не будет права голоса. Менталитет существующих поколений вряд ли изменить, но как построить систему образования и воспитания в нашей стране так, чтобы в ней было место для того, чтобы люди допускали возможность, что кто-то может быть не похож на них, или иметь другое мнение? И, как ни странно, проект создания международного финансового центра в Москве зависит не только от финансового регулирования, но и от такого рода реформ тоже.