Российские власти заявляют о том, что к работе на российском континентальном шельфе будут допущены только компании, способные в случае катастрофы полностью компенсировать ущерб: в соответствии с поправками в закон о шельфе они должны будут иметь не только обученный персонал, но и план по ликвидации и предупреждению аварий, а также располагать достаточными ресурсами, чтобы ликвидировать аварию и компенсировать ущерб третьим лицам:
Путин своими словами о допуске к работе на континентальном шельфе России компаний, имеющих достаточные ресурсы на ликвидацию последствий катастроф, пытается затемнить реальную проблему. В 2008 году силами руководства страны было изменено законодательство таким образом, что лицензию для работы на шельфе могут получить только две компании: «Газпром» и «Роснефть». Во-первых, компания должна быть более чем на 50% государственной – контрольный пакет в проекте должен принадлежать государству. Во-вторых, она должна иметь опыт работы на континентальном шельфе России не менее 5 лет. «Газпром» и «Роснефть» этому условию отвечают, а их «дочки» – уже нет. Если из закона убрать слово «российский», оставив «континентальный шельф», то еще одна государственная компания могла бы претендовать на лицензию – «Зарубежнефть», у которой есть опыт работы во Вьетнаме.
Положение осложняется тем, что «Газпром» ни на один из своих морских проектов не может пригласить равноправных партнеров, поскольку доля государства в газовом монополисте лишь немногим выше 50%: в любом шельфовом проекте, доставшемся «Газпрому», при появлении иностранной компании доля государства оказывается меньше 50%. «Роснефть», имея долю государства в 75%, может пригласить иностранного партнера, что она и делает, предлагая им около 33% в проектах. И у «Газпрома», и у «Роснефти» вполне достаточно денег, чтобы ликвидировать серьезную аварию.
Иностранные крупные компании, которые, в отличии от «Газпрома» и «Роснефти», которые только делают вид, что работают на шельфе, всерьез озабочены проблемой ликвидации последствий катастроф. В конце мая в норвежском городе Ставангер состоялось подписание предварительного соглашения по проекту реагирования на аварии на подводных скважинах. Оператором этого проекта выбрали Shell, а участниками стали BG, BP, Chevron, ConocoPhilips, ExxonMobil, бразильская Petrobras, Shell, Statoil и Total. Крупнейшие мировые компании, работающие на континентальном шельфе, будут конструировать оборудование для оперативной заглушки аварийных скважин и эффективной ликвидации утечки.
У российских же компаний даже нет опыта работы. Мы должны приглашать для работы на шельфе эти компании, но они не очень хотят, тем более, что «Роснефть» диктует драконовские условия. И не очень они хотят входить в проект на условиях, на которых Total и Statoil вошли в Штокмановский проект – на правах фактически сервисной компании. Они не имеют права на долю в добыче, не являются партнерами, а просто должны принести технологию и получить за это плату. Такое участие неинтересно для серьезных иностранных компаний, и это – самая главная проблема. А слова Путина о том, что компании должны иметь деньги на ликвидацию аварий, все равно что слова о том, что Волга впадает в Каспийское море.
Путин напустил тумана вокруг шельфа
Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Проект «Republic» либо касается деятельности иностранного агента Проект «Republic»
Власти обещают допустить к разработке морских месторождений только тех, кто имеет деньги на ликвидацию крупных катастроф
Из-за новых требований российского законодательства нам приходится удалять некоторые комментарии — для безопасности участников дискуссии и сотрудников Republic.
Загрузка комментариев
Загрузка...