Президент Медведев сказал: «Я поручил министерству, чтобы готовили в целом форсированный вывод Ту-134 из эксплуатации. Это пора сделать». Чиновники будто этого и ждали: по результатам сегодняшнего совещания решили запретить не только Ту-134, но и Як-40 с Ан-24. Катастрофа самолета Ту-134 в Карелии, унесшая жизни 44 человек, по всей вероятности, ставит крест на эксплуатации сразу трех типов самолетов. С одной оговоркой: если они (самолеты) не оборудованы системой предупреждения столкновения с землей. То есть, вроде бы, поручение президента выполнили и даже перевыполнили, дополнив запретный список еще двумя самолетами, но на самом деле модернизационную идею Медведева зарубили на корню. И чего президент взъелся на этот самолет? Если вдуматься, Ту-134 ни в чем не виноват. Ну, разве что в том, что постарел, и ему на замену в недрах гражданского подразделения АХК «Сухой» созрел самолет Sukhoi SuperJet. Сперва он назывался Russian Regional Jet (RRJ). Самолет, предназначенный для перевозок небольшого количества пассажиров на небольшое расстояние. Тем же самым – региональными перевозками – занимался последние десятилетия и Ту-134. В процессе «рисования» RRJ выяснилось, что он – прорывной продукт российского авиапрома, тогда его и стали называть суперсамолетом. Это, и правда, суперсамолет. Все, что происходило в российской гражданской авиации в последние годы, более или менее связано с SuperJet. SuperJet «решил», что у него нет конкурентов. И их не стало. Пока суперсамолет проектировался, украинские авиастроители создали Ан-148, конкурирующий с одним из вариантов российского самолета. Ан-148 долго не пускали на российский рынок (самый крупный в СНГ), покуда его и SuperJet не развели по разным нишам по вместимости. После чего начали производить Ан-148. От зарубежных конкурентов SuperJet защищался пошлинами. Напрасно авиакомпании сотрясали воздух мольбами об их отмене. Впрочем, через некоторое время все устали ждать, пока SuperJet превратится из бумажного в настоящий, и начали покупать самолеты за границей, плюнув на пошлины. Постепенно из парков «Аэрофлота», S7 Airlines и других крупных авиакомпаний Ту-134 начал исчезать. На линии, которые раньше обслуживал Ту-134, ставили самые маленькие из семейств Airbus 320 и Boeing 737. Главный иностранный конкурент SuperJet – канадский CRJ-700/900 – так и не был сертифицирован в России, как авиакомпании ни старались. Понятно же, почему? Тем временем, Ту-134 все старел и старел, а SuperJet все не рождался и не рождался. «Аэрофлот» – крупнейший заказчик новых SuperJet – потерял всякое терпение в ожидании суперсамолета. Грозил санкциями, принципиально ставил SuperJet в расписание – в общем, чего только ни делал. Незадолго до карельской аварии Ту-134 национальная авиакомпания получила-таки первую машину из 30 заказанных. И тут как раз авария Ту-134 в Карелии. После которой президент России Дмитрий Медведев, не дожидаясь официальных результатов расследования Межгосударственного авиационного комитета, приказывает Ту-134 «взять и отменить». А просто так вот, взять и отменить, никак нельзя: в России эксплуатируется более сотни одних только Ту-134. А есть еще Ан-24 и Як-40. За полгода им замену не найти, чисто физически. Тут вот и SuperJet не спасет. Те, кто его закажут, наверняка сумеют снискать одобрение властей. Только есть небольшая проблема. «Гражданским самолетам Сухого» сперва нужно обслужить существующую очередь заказчиков, поэтому тем, кому Ту-134 нужно было бы заменить из-за президентского запрета, пришлось бы долго ждать. Да и осилили бы нынешние владельцы Ту-134 новые самолеты SuperJet? Большой вопрос. К моменту крушения самолета в Карелии большая часть Ту-134 сконцентрировалась в руках маленьких перевозчиков вроде «Русэйр», чей злополучный самолет потерпел катастрофу. Президент Медведев, по сути, не оставил бы им выбора: бизнес, базирующийся на Ту-134, пришлось бы либо существенно сокращать, либо закрывать вовсе. Зачем сейчас, в предвыборное время, нужны бастующие авиаторы? Вот чиновники и выкручиваются, выполняя президентское поручение так, чтобы на самом деле его не выполнить. В общем, вопреки президентскому желанию, Ту-134, а заодно Як-40 и Ан-24, еще полетают. Тем более, что минтрансовская комиссия дает отличную зацепку для продолжения их эксплуатации.
SuperJet всемогущий
Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Проект «Republic» либо касается деятельности иностранного агента Проект «Republic»
Как чиновники выполняли поручение президента о выведении Ту-134 из эксплуатации
Из-за новых требований российского законодательства нам приходится удалять некоторые комментарии — для безопасности участников дискуссии и сотрудников Republic.
Загрузка комментариев
Загрузка...