о том, что дорогое жильё тоже покупают:
Утверждать, что структура спроса, несмотря на рост числа сделок, осталась «кризисной», на мой взгляд, не совсем верно. Так как активность, например, в элитном сегменте даже выше, чем до кризиса. Конечно, мы не можем отвечать за весь рынок, но если говорить о Capital Group, это действительно так. И этому есть объяснение: компания доказала надежность, мы продолжали строить, у нас есть интересные предложения, растет инвестиционный спрос, в перспективах – острый дефицит предложения. Стоит также понимать, что кризис затронул потенциальных покупателей категорий недвижимости элитного и премиального класса в гораздо меньшей степени. Большинство не покупали в начале 2009 года не потому, что у них не стало денег, а потому, что прагматично ждали, пока рынок достигнет дна. Ещё один важный фактор – ипотека. Зависимость от неё в дорогих сегментах невелика. Потребитель же эконом-класса априори более подвержен влияниям общих тенденций. И, безусловно, доля тех из них, кто ориентирован на приобретение максимально доступного жилья, выше.
Что касается денежного объёма рынка и его выхода на докризисный уровень, то, если мы говорим о первичном рынке, эта перспектива маловероятна, прежде всего, по причине ограниченности предложения. По сравнению с докризисными объемами рынок сегодня «пустой» во всех сегментах. Безусловно, нельзя сбрасывать со счетов и платежеспособный спрос, который еще не восстановился от последствий кризиса в полной мере, в том числе под влиянием сокращения ипотеки.
Не совсем корректно говорить о том, что покупатели неохотно приобретают жильё в новостройках. Просто новостроек в высокой степени готовности осталось совсем не много. А предложения в них не всегда соответствуют необходимым покупателям критериям – району, комнатности и прочим. Качественные предложения востребованы высоко. Более того, сегодня активные продажи наблюдаются уже не только в завершённых объектах, но и в строящихся. Впрочем, здесь важно оговориться: это касается только тех застройщиков, которые в прошлом году продемонстрировали стабильность. У потребителя произошла переоценка ценностей и изменилось отношение к рискам.
При этом объём предложения сокращается стремительно. Например, в МФК «Имперский дом» на Якиманке 80% квартир уже реализовано, в клубном доме «Тверской» – 60%, в МФК «Легенда Цветного» – более 50%. В начале 2009 года эти проекты были на начальных стадиях реализации. В бизнес-классе почти полностью реализованы «Авеню 77» и «Эко», а «Аэробусе» нет однокомнатных квартир и осталось мало двухкомнатных.