Выступление на конференции «Миграция в странах Европы и СНГ: препятствия, проблемы, перспективы»:

В 2007 году из-за нового законодательства был колоссальный рост количества оформленных разрешений на работу [для иностранцев]. В 2008 году чуть больше было поставлено на миграционный учет, и на том же уровне – число разрешений на работу. И вот 2009 год – официальная статистика ФМС. Миграционный учет – на 10% меньше, а разрешений на работу – на 30% меньше. Уже идет полная нестыковка в их собственных данных.
На самом деле, количество разрешений на работу еще меньше, чем 1 473 000: их меньше 1 млн из-за двойного учета. Официально это объявляется, как «мы взяли под контроль трудовую миграцию». Но при том, что приток не уменьшился, это на деле значит: «мы вытеснили мигрантов в нелегальную зону».
Мы опрашивали 1500 мигрантов в шести проектах и проводили фокус-группы с работодателями. Мы знаем, что любой приезд в Россию начинается с миграционной карты. В 2008 – 2009 году наш опрос показал, что 90% обладали миграционной картой. Но на вопрос о продлении карты – через 3 месяца – утвердительно ответили уже 60% мигрантов.
Мы опрашивали представителей памирской диаспоры (Таджикистан) про фальшивые документы. Мы боялись спрашивать, но интервьюеры были свои же и убедили меня попробовать. Они отвечают охотно: у 54% есть карта действующая, у 10,2% – просроченная, 31,7% имеют фальшивую карту. «Листком о прибытии» обладают только 70%, а 11% обладают фальшивым листком.
В 2009 году работодатели рассказали на фокус-группе: им сказали, что лучше не стоит ставить на учет мигрантов. Они говорили: достаточно ставить группу более 20 человек на учет, и они сразу получали проверку. Если весной говорили, что более 40% мигрантов ставил на учет работодатель, то уже осенью 2009 года упало до 16% – в три раза.
Вот официальный список документов для постановки на учет на сайте ФМС – он очень краток. Только 47% имело официальное разрешение на работу, а 14% – фальшивое разрешение на работу. Это осень 2009 года. Какие причины неполучения разрешения на работу? Сильный ответ – дорого. Почему? Ведь пошлина не выросла. Работодатели нам говорили, что легализация одного мигранта к весне стоила около 7500 рублей, к лету это выросло уже до 15 000. Тем более что разрешение на работу выдается первоначальное не на полгода, а на 3 месяца.
Дальше – в 30-дневный срок мигрант после получения на работу проходит медосмотр. Таких проходит только половина. Остальные покупают, или им покупает работодатель, или не проходят. Покупка справок – 3000 – 5000 рублей. Это приводит к росту числа аннулированных разрешений, потому что если он не предоставляет справку, то разрешение аннулируют.
По официальному договору работает около 45% мигрантов, зарплату по ведомости получают 30%. Мы все время выходим на эту цифру: только треть полностью официально существуют. Женщины чаще работают в нелегальном секторе и без письменных контрактов. Есть взаимосвязь с образованием: чем выше, тем лучше, чем лучше знание русского языка – тоже тем чаще оформляются документы на работу.
Итог общения с работодателями – мало есть работодателей, которые принимают только нелегалов. Чаще всего фирмы принимают часть нелегально, часть легально. Почему работодатели переходят к незаконному найму? Не все регулируется миграционным законодательством. Есть такие, которые делают это из принципа, и никакими изменениями это не изменить.
Но чаще всего мы получаем ответ, что это связано с административными изменениями. Наши респонденты – квалифицированные специалисты – говорят: мы много лет работаем с нашим работодателем, но теперь он не готов нас принимать официально. Затем – они первые полгода платят налог 30%, и мы много раз говорили, что потом этот избыточный налог должен ему потом возвращаться, но этого не происходит. Мобильность мигрантов: если предприятие хочет послать работника из Москвы на свой объект в Московской области, он должен получать другое разрешение на работу.
Сейчас ФМС с гордостью говорит, что наш миграционный приток покрывает естественную убыль. Это молодые люди, часто без семей. Но мы должны понимать, что от того, как мы их сейчас примем как трудовых мигрантов, зависит, захотят ли они потом остаться.
Ответы на вопросы:
– Видно, как упало число разрешений на работу, потому что искусственно ограничен доступ к процедуре. График работы ФМС – 10–12 часов в неделю.
– Или, например, в Москве: там нет очереди, но зато они должны принести проект трудового договора будущего с работодателем. Разумеется, у мигранта, который прибыл на три месяца и готовится получить свое первое разрешение на работу, [такого проекта нет]. Этого требования нет нигде.
– Расскажите про возвращаемые 30% подоходного налога.
– Это делается в нарушение Бюджетного кодекса, но при этом нигде и никогда не возвращается эта разница, 30% – 13%, после пребывания 183 дней. Хотя это должно быть.