о мобильности населения:
Мы сравнивали социальную мобильность в рамках проекта Института социологии РАН и Института социологии Шанхайского университета. Мы сравнивали Петербург и Шанхай и изучали, какие факторы объясняют неравенство доходов в этих двух мегаполисов. Мы получили, что в Петербурге доля неравенства доходов, объясняемая профессиональным статусом родителей и местом происхождения человека, составляет около 2%. В Шанхае эта величина больше – около 7%.
Что касается образования, в Петербурге около 41% имеет высшее образование. Соответственно, масштабы мобильности между поколениями в Петербурге (если сравнить с Шанхаем) гораздо меньше: там некуда расти. Людей в Петербурге, чей уровень образования выше, чем у родителей, существенно меньше, чем в Шанхае, – но это связано с более низким стартом в Шанхае. Но даже на общероссийской выборке видно: примерно с поколения 1980-х годов в России наблюдается рост нисходящей мобильности (то есть падение социального или образовательного уровня по сравнению с родителями).
Возможно, это тоже связано с общим насыщением, повышением образовательного уровня населения. Это может быть связано с теми трансформационными процессами, которые мы переживали в 90-х годах. Если посмотреть госкомстатовские данные за период начала 90-х годов, то видно, что доля получающих высшее образование до середины 90-х годов понижается по сравнению с 80-ми. Но даже если мы этот фактор учтем, то, несмотря на все исторические потрясения, в Шанхае мы все время наблюдаем восходящую мобильность. В отличие от России: в поколении 90-х годов видно, как восходящая мобильность понижается, нисходящая растет. Такое впечатление, что некая кристаллическая решетка российского общества – более жесткая по отношению к человеку, чем в Китае.
Что касается интенсивности переходов из одной социальной группы в другую, то у нас ровно такая же ситуация, как в Шанхае. Те, кто работает менеджером сейчас, их главные кормильцы имели ровно такой же статус – работников высшего звена управления. Правда, никто в России не наследует статус предпринимателя, система передачи этого статуса не сложилась пока. Напротив, 40% профессионалов (специалистов с высшим образованием) наследовали статус своих родителей.
«Кристаллическая решетка российского общества – более жесткая по отношению к человеку, чем в Китае»
Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Проект «Republic» либо касается деятельности иностранного агента Проект «Republic»
Научный сотрудник Института социологии РАН Юлия Епихина
Из-за новых требований российского законодательства нам приходится удалять некоторые комментарии — для безопасности участников дискуссии и сотрудников Republic.
Загрузка комментариев
Загрузка...