Когда крупная международная компания за большие деньги покупает местный бренд, логично предположить, что она намерена его развивать. Голландская Heineken в 2002 году заплатила $400 млн за питерский пивной бизнес компании Bravo International, основанной тремя исландскими бизнесменами, хотя могла построить аналогичные мощности за 1/8 этой цены. Остальных денег стоил бренд «Бочкарев», придуманный и раскрученный Bravo так, что к моменту сделки с Heineken лишь «Балтика» и «Жигулевское» опережали его по узнаваемости в России. Но сейчас «Бочкарева» не так-то просто найти даже в крупных московских сетевых магазинах. За те годы, которые им управляла Heineken, бренд «выдохся», как это бывает с пивом, которое слишком надолго оставили открытым. «Бочкарев» был первым масштабным приобретением голландского концерна в России. В сделку вошел тогда и нераскрученный локальный бренд «Охота». На заводе Bravo производилось 23 млн декалитров пива в год, хотя приобретенные Heineken мощности позволяли выпускать 50 млн дал. Но, по словам управляющего партнера инвестиционной компании Falcon Advisers Игоря Кованова, по сравнению с суммой сделки мощности почти ничего не стоили: чтобы построить производство 1 млн дал пива в год, тогда достаточно было вложить $800 000 – 1 млн. Зато бренд, говорит Кованов, мог показаться перспективной покупкой – восемь лет назад он соревновался по популярности с «Балтикой»

. Но после щедрых трат на покупку «Бочкарева» Heineken не хотела тратить слишком много на его продвижение. Транснациональным пивоваренным компаниям выгоднее содержать единый портфель брендов во всех странах присутствия

 
Прямая речь

«Доля премиальных продуктов, начиная с 2009 г., стала сокращаться»

Эксперт Nielsen Наталья Александровская
о тенденциях на рынке пива:
Объемы продаж всего пива в 2009 г. в национальной городской России составили 6 млн гл на 297 млрд руб. Рынок пива сократился в 2009 г. по сравнению с 2008 г. и в натуральном (–10,7%), и в денежном (–1,3%) выражении. Несмотря на увеличение акцизов на пиво, мы наблюдаем традиционный небольшой рост продаж пенного напитка в январе 2010 г. по сравнению с декабрем предыдущего года. Доля премиальных продуктов росла в 2007 и 2008 гг., а начиная с 2009-го стала сокращаться. В 2009 г. самыми продаваемыми (в натуральном выражении) были бренды «Балтика», «Клинское», «Арсенальное», «Охота», «Ярпиво», «Белый Медведь», «Туборг», «Сибирская Корона», «Золотая Бочка» и Gold mine Beer. Доля топ-10 марок на рынке пива составила 43,7% в 2009. В 2008-м – 43,6% – доля стабильна. Однако если посмотреть топ-5 производителей, то их доля сократилась с 88,4% в 2008 г. до 85,8% в 2009 г. Лидеры рынка несколько уступили за счет укрепления своих позиций более мелкими, в основном региональными, производителями, которые основательно потеснили основных игроков на полке. Потребители обратили внимание на локальные бренды, а также вспомнили хорошо забытый бренд «Жигулевское».
 

, а не нагружать маркетинговые бюджеты отдельным продвижением схожих по цене локальных марок, уверен маркетолог Самвел Аветисян, участвовавший в создании почти всех известных брендов Олега Тинькова. С другой стороны, один местный бренд у голландцев все же пошел прекрасно – дешевое и крепкое пиво «Охота», которое лучше всего продается в больших пластиковых бутылках. Такое пиво лучше всего продавалось в кризис; иностранные компании, в 2000-е захватившие почти весь российский рынок, в прошлом году отдали 3% его мелким локальным производителям, многие из которых по старинке выпускают «Жигулевское». По подсчетам Nielsen, из топ-10 пивных марок в прошлом году девять принадлежали как раз к нижнему и среднему ценовому диапазонам. Из брендов Heineken только «Охота» попала в десятку. Почему же в ней не оказалось «Бочкарева», которого исландцы запускали как ценового «середняка»? Летом 2007 года маркетологи Heineken приняли решение поднять цену на «Бочкарева» с уровня «Невского» или «Старого мельника» до планки, заданной лицензионными сортами. Кто автор идеи, в Heineken говорить отказываются, а смысл ее объясняют весьма формально: «Бочкарев» является высокопотенциальным брендом. Поэтому в 2007 г. руководством компании Heineken в России была принята стратегия развития торговой марки в премиальном национальном сегменте на долгосрочной основе». В результате, к примеру в «Седьмом континенте», продается только один сорт «Бочкарева» – «Светлое». Но стоит это пиво 38,9 руб. за бутылку 0,5 л, – даже дороже, чем лицензионные Lowenbrau (35,9 руб.) и Velkopopovicky kozel (29 руб.). Прежние потребители отвернулись от «Бочкарева»: по данным панели Comcon TGI-Russia в 2006 г. эту марку покупали 11,2% потребителей, а в 2009 г. – уже 7,7%. Heineken еще делал попытки реанимировать бренд: весной 2008 г. прошла рекламная кампания в поддержку «возросшего статуса». Она была недолгой и не слишком богатой: по данным агентства Publicis United, занимавшегося разработкой новой концепции «Бочкарева», по телевидению ролики транслировались в течение трех недель в июне и четырех – в июле 2008 г. Но ничего уже не помогало. В течение 2009 г. «Бочкарев» скатился по объемам розничных продаж с 32-го места на 41-е. В 2010 году, говорит президент компании «Очаково» Алексей Кочетов, у дешевого пива все преимущества отняли

 
Прямая речь

«Бутылка пива 2–2,5 л пива стоит сегодня почти столько, сколько 0,5 литра водки»

Президент «Очаково» Алексей Кочетов
о пивном рынке:
Мы сейчас, конечно, проигрываем – акциз повысили в три раза, и бутылка пива 2–2,5 л пива стоит сегодня почти столько, сколько 0,5 литра водки. Это ненормально. Снижение производства, конечно, будет продолжаться, но насколько глубоким оно будет – неизвестно. На самом деле, сейчас и российские и западные игроки оказались все в трудной ситуации. Наша идеология всегда была заработать на налоги и зарплаты сотрудникам. Мы – не публичная компания, нас не интересует курс акций. В этом контексте нам сейчас легче. С другой стороны, мы выпускаем качественные, только натуральные продукты, а западные компании могут использовать много несолодового сырья. Принятый технический регламент поэтому нас ставит в несколько неудобное положение из-за нашей идеологии.
 

: рост акциза на литр пива на 6 руб. сравнял пластиковую бутылку пива по цене с «поллитрой» водки: бутылка «Очаковского» емкостью 2,25 л сейчас в рознице стоит около 80 руб. Тут бы может Heineken и пригодилась бы какая-нибудь марка в среднем ценовом сегменте, где акцизы не так заметны. (А для роста продаж премиального пива предпосылок по-прежнему нет: потребитель пока перестал богатеть). Но Heineken такой марки лишилась. Большие магазины теперь берут «Бочкарева» неохотно – им надо сокращать ассортимент, чтобы сохранить прибыльность при новом, более жестком регулировании. Как рассказал Арсен Аветисов, директор по развитию компании «Пивдом», крупного московского дистрибутора пива, работающего с мелкой розницей, и этот сегмент работает с «Бочкаревым» лишь по инерции

 
Прямая речь

«Видимо, у Heineken ставки делаются на другие бренды»

Директор по развитию компании «Пивдом» Арсен Аветисов
о продажах пива «Бочкарев»:
Мы работаем с мелкой розницей, с несетевыми магазинами. Там это пиво присутствует. У Heineken появилось много новых брендов, а время «Бочкарева», его пик в развитии уже прошел, хотя он неплохо продавался. Но, видимо, у Heineken ставки делаются на другие бренды. В более дорогих сегментах и Heineken, и другие крупные компании пытаются наращивать продажи своего лицензионного пива.
 

, и судьба марки по большому счету предопределена. В Heineken, правда, утверждают, что от марки не откажутся и сворачивать ее производство не будут. Правда, ни одна транснациональная компания пока публично не отказалась ни от одного бренда, купленного в России. Просто в случае неудач их тихо предают забвению, как это произошло, к примеру, с маркой «Тинькофф».

Процент потребителей пива «Бочкарев» в России


ИСТОЧНИК: КОМКОН. ИССЛЕДОВАНИЕ TGI-RUSSIA 2002–2009 гг.
Топ-20 брендов пива по опросам потребителей
2009 г. % 2006 г.  %
«Балтика» 43,5 «Балтика» 42,7
«Клинское» 21,3 «Клинское» 25,3
«Сибирская корона» 18,2 «Сибирская корона» 18,5
Miller 16,5 «Жигулевское» 17,1
«Старый мельник» 15,1 Miller 14,9
«Жигулевское» 14,2 «Золотая бочка» 13,7
Holsten 10,2 «Арсенальное» 12,7
Redd's 9,6 «Очаково» 12,4
«Золотая бочка» 9,4 Holsten 11,8
Velkopopovicky kozel 9,1 «Ярпиво» 11,8
Heineken 8,3 «Толстяк» 11,7
«Арсенальное» 8,1 «Старый мельник» 11,6
«Белый медведь» 8 «Бочкарев» 11,2
«Бочкарев» 7,7 Tuborg 10,9
«Оболонь» 7,1 «Белый медведь» 9,8
«Ярпиво» 7 Velkopopovicky kozel 8,1
Lowenbrau 6,7 «Невское» 7,8
Carlsberg 6,6 Brahma 7,8
«Невское» 6,5 «Оболонь» 7,7
Brahma 6,2 Heineken 6,9
ИСТОЧНИК: КОМКОН. ИССЛЕДОВАНИЕ TGI-RUSSIA 2006, 2009 ГГ.