Больше, чем овцы | Не могла молчать
Путешествуя по Аргентине, в разных частях страны, даже самых отдаленных, можно встретить надписи: «Islas Malvinas son argentinas» (Фолклендские острова принадлежат Аргентине). С точки зрения географии, это было бы логично, поскольку Аргентина – ближайшая земля к этому холодному архипелагу в южной части Атлантического океана, но так получилось, что на большинстве карт мира они относятся к Британии и называются по-английски Фолклендами, а не по-испански Мальвинами.

БОЛЬШЕ, ЧЕМ ОВЦЫ Задолго до того, как выяснилось, что там, возможно, есть нефть, вопрос их принадлежности был занозой в сердцах аргентинцев. Они проиграли войну за острова в 1983 г. Военная хунта, стоявшая тогда у власти, доживала свои последние дни из-за экономических проблем и репрессий, и ей нужна была классическая маленькая победоносная война. Аргентинские генералы рассчитывали, что Британия, до и после потерявшая немало колоний, вообще плюнет на этот отдаленный малонаселенный кусок земли, и оккупировали архипелаг, который еще с середины ХIХ в. был спорной территорией. Но Маргарет Тэтчер решила иначе, и за два месяца британские войска разгромили Аргентину. Тэтчер после этого выиграла очередные выборы, а хунта пала. Но обида у аргентинцев осталась. С ними вообще не рекомендуется поднимать эту тему, а уж если говорить об островах, то ни в коем случае не называть их Фолклендскими. И вот теперь теперь оказывается, что с бассейне вокруг них может быть зарыто 60 млрд баррелей нефти. Если это так, они станут одним из крупнейших месторождений в мире, сравнимым с запасами Северного моря. Несколько британских компаний бурят сейчас в северной части бассейна и скоро должны огласить первые результаты. До сих пор чуть более 3000 жителей Фолклендов, которые, кстати, всегда выступали на стороне Британии, занимались разведением овец, рыбалкой и в последние годы туризмом. Даже сейчас, летом, там семь градусов тепла, и путешественникам предлагаются экстремальные туры, в том числе совмещенные с посещением Антарктиды. Впрочем, острова Британии карман не тянут, субсидий не просят, и ВВП на душу населения там такой же, как в метрополии – $35 400 – 31-е место в мире, в то время как в Аргентине – $13 800.

НЕ МОГЛА МОЛЧАТЬ

Нефть на Фолклендах, даже британских, для Аргентины – в любом случае хорошая новость. Если бы она промолчала, то могла бы поучаствовать в проекте как подрядчик. Ее порты лежат в 460 км от островов, а соседняя аргентинская Патагония – основной источник углеводородов для страны. Аргентина полностью удовлетворяет свои потребности в энергоресурсах, добывая 792 300 баррелей в день и потребляя 610 000 баррелей в день, и, соответственно, там есть вся необходимая инфраструктура. Но она не промолчала, и возобновила свои притязания на острова. Аргентинские власти заявили, что британцы ведут бурение на незаконно оккупированной территории и предупредили, что будет наказывать любые компании, участвующие в разработке месторождений и работающих на территории Аргентины. В порту Кампаны уже несколько недель удерживается судно, принадлежащее датской Thor Shipping A/S, которое, скорее всего, должно было доставить аргентинские трубы на Фолкленды. На прошлой неделе президент Аргентины Кристина Киршнер подписала указ, согласно которому любые суда, курсирующие в территориальных водах страны и направляющиеся к Фолклендам, обязаны получать специальное разрешение в Буэнос-Айресе. На дипломатическом фронте ей тоже удалось добиться успехов. На этой неделе министр иностранных дел Аргентины Хорхе Таиана встретился с генеральным секретарем ООН Пан Ги Муном. Последний, похоже, ничего не обещал, хотя встреча, по словам министра, была теплой и позитивной. Раньше ООН призвала две стороны к переговорам, а Аргентина на саммите латиноамериканских стран заручилась поддержкой соседей. Президент Мексики Фелипе Кальдерон заявил, что главы 32 собравшихся на саммите государств поддерживают Аргентину в споре за острова. Но дальше всех пошел президент Бразилии Лула да Сильва. «Какое существует географическое, политическое и экономическое объяснение того, что Британии принадлежат Мальвины? – вопрошал он. – Это невозможно, чтобы Аргентина не была их владельцем, а Британия была, находясь при этом в 14 000 км». Аргентинские чиновники признают, что ведут сознательную политику, направленную на то, чтобы сделать добычу нефти для Британии на островах менее удобной и более дорогой. Нефть же нужно будет куда-то девать, а ближайшая страна к Фолклендам после Аргентины – это Чили (490 км), но путь туда все равно лежит через аргентинские территориальные воды. Дальше идут Антарктида (1100 км) и Африка (6100 км). При этом ничего незаконного Аргентина не делает, и британские чиновники признают, что правила работы компаний на ее территории – ее внутренне дело. В худшем случае британцы откажутся от разработки. Считается, что добыча будет рентабельной при цене нефти выше $40 (сейчас баррель Brent стоит $75), но придется еще посчитать не только себестоимость добычи, но и сколько стоят препятствия со стороны Аргентины. В лучшем случае ей удастся выторговать для себя лучшие условия по статусу Фолклендов, и если не сейчас, то никогда.