о будущем платежей в социальных сетях:

Если не считать рекламы, социальные сети монетизируются путем продажи разных услуг, игр. сейчас основным каналом оплаты услуг являются премиальные смс – инструмент, имеющий множество недостатков, не очень прозрачная правовая схема, дороговизна для провайдеров, поскольку 40–50% забирает себе оператор сотовой связи и агрегатор. 

Но у них есть большой плюс, они действуют мгновенно, а ведь многие платежи в социальных сетях носят спонтанный характер, когда пользователю нужно заплатить «здесь и сейчас». А культура использования банковских карточек у нас сейчас не развита, хотя если посмотреть на статистику, проценты оплаты через карты и терминалы самообслуживания постоянно растет, и сейчас доля платежей через терминалы, по моей информации, составляет примерно четверть. 

Думаю, в перспективе будет происходить перераспределение платежных инструментов, и люди будут уходить от премиальных SMS. 

Есть и другая проблема: находясь внутри сети, не так-то просто заплатить другому человеку, а еще сложнее заплатить за какие-то услуги, хотя сети заинтересованы в том, чтобы как можно дольше удерживать человека на сайте, это основной их капитал.

Но и эта проблема начинает решаться. «ВКонтакте» запустила в прошлом году API, позволяющее создавать платежные приложения, и они уже имеют некоторую популярность. Сейчас есть два таких приложения: «Вебмани» и «Кошелек Qiwi».

Следующим шагом после разработки API было бы разработка собственной брендированной платежной системы, как это сделали в Mail.ru, у которой есть система Деньги@Mail.ru, платежная система внутри сервисов Mail.ru и попутно за другие сервисы. 

В этом направлении движение идет, и следующим шагом «ВКонтакте» будет обзаведение такой системой. Как я понимаю, «Одноклассники» тоже смотрят в эту сторону. 

Конечно, они могут откусить какой-то кусок [рынка платежных систем], но платежные системы – не тот бизнес, которым можно заняться «по щелчку», так же, как и бизнес социальных сетей. У тех же «Вебмани» тоже много пользователей. Показывают они 20 млн пользователей, но при этом они не строят социальную сеть, поскольку это очень специфический бизнес. Так что, я полагаю, речь будет идти не о разработке с нуля собственных платежных системах, а о партнерстве с одной из существующих. Это будет и дешевле, и быстрее, а главное, будет постоянное развитие. Точно так же и «Яндекс» сначала вступил в партнерство, а потом и купил «Пейкэш».

У нас есть определенные родственные отношения с «ВКонтакте» через общего акционера DST. DST ни там, ни у нас не имеет контроля, но имеет большой вес как опытные и разумные люди, поэтому такой возможности я бы не стал исключать, что именно «Qiwi кошелек» станет [платежным] движком для «ВКонтакте».