У онлайн-аукциона eBay, собравшегося прийти на не слишком развитой российский рынок электронной коммерции, уже 11 лет существует отечественный аналог – «Молоток.ру». С появлением в составе акционеров «Молотка» польской группы Allegro он стал особенно усердно копировать американский образец, обзаведясь системой доставки на базе «Почты России» – EMS и собственной платежной системой на основе «Деньги@Mail.ru».
Директор «Молотка» Игорь Карпачев утверждает, что у eBay в России не будет преимуществ перед его компанией. В первую очередь, потому, что, уверен он, интернет-аукцион №1 не догадается доверить руководство российским бизнесом местным кадрам.
Почему «Молоток» не боится eBay | Не совсем близнецы | Почему «Молоток» не боится «Яндекс.Маркета» | Такая маленькая коммерция
ПОЧЕМУ «МОЛОТОК» НЕ БОИТСЯ eBAY
– Можете вы объяснить, почему вам не страшен приход eBay в Россию?
– Я сам – человек коммерческий, и компания «Молоток» у нас – тоже коммерческая. Наша задача – просчитывать разные сценарии. Сценарий появления eBay в России уже существует, и появится ли eBay тут на самом деле, теперь не столь уж важно. Потому что если «Молоток» знает, как реагировать на приход eBay, значит «Молоток» к нему готов. Ну, а если eBay не придет – то ради бога.
Если eBay решит локализовать свои сервисы для российского рынка, то, возможно, у него появится шанс занять здесь некую нишу и стать успешным. Если же он станет здесь оперироваться из Соединенных Штатов, из Европы или откуда-то еще, то такого шанса у него не будет. Пока все, что говорит eBay, связано с «управлением откуда-то еще», поэтому мы их и не боимся. Определяющими для работы в России являются русские кадры, русская стратегия и локализованное продвижение.
– А если реализуется самый неприятный для вас сценарий с открытием eBay российского представительства с российским менеджментом, какие киллер-фичи смог бы противопоставить ему «Молоток»?
– Если реализуется самый плохой, или, лучше сказать, самый агрессивный сценарий действий eBay, то начнется война стратегий. Я не думаю, что у eBay и «Молотка» есть какие-то кардинально различающиеся функциональные возможности, они на 80% похожи. И я не вижу killer features: если мы закроем вопрос со своей платежной системой, то у eBay их не останется.
– Насчет платежных систем. eBay предполагает куда большую безопасность покупателя и продавца, чем ту, которую можете обеспечить вы. У него есть PayPal со своего рода депозитом, дающим некоторые гарантии при сделке, в то время как вы не можете никого защитить, и проигрываете в этом на 100%.
– И да, и нет. На «Молотке» так же, как и на eBay, есть программа защиты покупателей. Она работает в течение полутора лет, у нее есть реальные результаты. Покупатели, которые столкнулись с мошенничеством со стороны продавцов, получают реальное возмещение от «Молотка». Для этого они должны предоставить некоторое количество документов – обращение в милицию, например. Есть люди, которые весь этот процесс проходят, и получают свои деньги.
Такая же программа есть и у eBay, но, если он придет в Россию, ему предстоит ее адаптировать, потому что так, как она работает в Штатах, здесь она работать не станет. Ну, или же eBay придется выплачивать деньги направо и налево всем людям, которые захотят их получить.
Если же говорить о функциональности PayPal – платежной системы eBay, – то тут я еще раз вспомню про платежную систему «Молотка», – и скажу, что их сервисы будут абсолютны похожи.
– То есть, «Молоток» собирается полностью скопировать модель eBay?
– Нет, не совсем так. Мы сможем предложить весь набор сервисов, который есть у eBay, но при этом стратегия «Молотка» другая. «Молоток» движется в сторону работы с магазинами, в сторону площадки для юридических лиц.
– Неужели рынка физических лиц вам недостаточно? Или вы полагаете, что уже полностью его исчерпали?
– Мы проводили исследования по этому поводу. У рынка физических лиц есть два сегмента: это товары, бывшие в употреблении, – то, с чего, собственно, начинался eBay, – и рынок новых товаров, то есть индивидуальные предприниматели.
Мы считаем, что российский рынок товаров б/у сильно отличается от аналогичных рынков Европы и Соединенных Штатов просто из-за недостаточного времени накопления. Люди, которые живут у нас, имеют советское прошлое, и период накопления у них проходил, скажем, не больше, чем последние 15 лет. В странах капитализма он занимал значительно более длительный период, и поэтому рынок продажи вещей б/у гораздо более развит, чем у нас. Через некоторое время и мы к этому придем, и «Молоток» рассчитывает на этот рынок, но пока он очень маленький и неорганизованный.
Если говорить о рынке новых товаров, то мы ни в коем случае не хотим оттолкнуть от «Молотка» наших индивидуальных продавцов и интернет-магазины. Интернет-магазины – это тоже малый бизнес, в них же работают один-два-три человека.
Так что можно сказать, что мы просто расширяем пирог, хотим работать на другой поляне.
– И какую выручку «Молотку» сейчас приносят интернет-магазины, в сторону которых вы движетесь?
– По интернет-магазинам пока процент невысокий, потому что мы работаем с ними буквально несколько месяцев. Мне тяжело назвать эти цифры, это самое начало работы, самый старт. Сейчас и мы притираемся к магазинам, и магазины к нам притираются.
Что же касается категории новых вещей, то их процент в этом году перевалил за 50, и сейчас это уже 60% предложений. Сюда входит, естественно, много предложений электроники, одежда – очень большая категория.
– А антиквариат?
Коллекционирование и антиквариат – одна из крупнейших категорий. «Молоток» начинался как место встречи коллекционеров и антикваров, и эта категория остается очень большой и по выручке и по номенклатуре. У нас более 1 млн коллекционных лотов: монеты, марки, фарфор, картины.
ПОЧЕМУ «МОЛОТОК» НЕ БОИТСЯ «ЯНДЕКС.МАРКЕТА»
– Вы хорошо объяснили, почему «Молоток» не боится eBay. Скажите, а боитесь ли вы «Яндекс.Маркета», который с юридическими лицами и интернет-магазинами работает уже под 10 лет?
– Если говорить о «Яндекс.Маркет», то он реализует совершенно другую модель по отношению к нам. У группы Allegro (материнская компания «Молотка» – Slon.ru) на других рынках есть свои платформы сравнения цен, похожие на «Яндекс.Маркет». Мы знаем, как они работают, какие у них есть нюансы функциональности и зарабатывания денег. В общем, мы этот бизнес понимаем, и «Яндекс.Маркет» не боимся.
Кстати, «Яндекс.Маркет» по сравнению с аналогичными ресурсами, например, Латинской Америки, очень маленький. Похожая бразильская платформа раза в четыре больше, так что у нас этот рынок только формируется, на нем есть место.
Козырь «Яндекс.Маркет» – это сравнение товаров, и ключ к успеху здесь – систематизация. «Яндекс.Маркет» – хороший развивающийся ресурс, но он ограничен электроникой, бытовой техникой и не охватывает одежды, детских товаров, коллекционных товаров – потому что их очень сложно вставить в каталог. Скажем, если вы хотите купить телефон, вы пойдете на «Яндекс.Маркет» и будете его выбирать по разным параметрам из каталога. Но если вам нужен стакан, в каталоге вы его не найдете, и пойдете искать его в другое место.
– «Молоток» сейчас интегрируется с платежной системой Деньги@Mail.ru. Но она еще очень маленькая, хватит ли вам ее ресурса?
– Я не думаю, что при объемах «Молотка» у Денег@Mail.ru возникнут какие-то ограничения по пропускной способности, поскольку эта платежная система изначально планировалась для очень больших объемов. У Mail.ru есть планы на развитие этой платежной системы и помимо «Молотка». Даже если она станет обслуживать только пользователей Mail.ru, это уже будет огромный сегмент, больше половины интернета. Потенциал роста у нее огромный, так что я не вижу здесь проблем.
– Скажите, какая часть ваших покупателей живет вне Москвы?
– 60% по объему сделок. Москва год-полтора назад занимала 70% всего оборота, сейчас – примерно 37–42%.
– А в деньгах?
– Мы же не раскрываем этих цифр. Могу сказать, что общая оценка рынка электронной коммерции – около 155 млрд руб. на 2009 г.
– Но зная, что ни один из игроков на нем не занимает более 3–5%, можно вывести примерную оценку вашего оборота.
– Наверное, можно. При этом надо помнить, что обороты Молотка не включены в экспертную оценку объема рынка электронной коммерции.
– Как полагаете, на какие объемы российская электронная коммерция выйдет в ближайшие годы?
– Одна из оценок, о которой я знаю, сделана директором «Озона» Бернаром Люке. Он говорил, что к 2013 г. российский рынок выйдет на $12–13 млрд, то есть покажет рост примерно в три раза. Он это сказал в начале 2010 г., и, наверно, его оценка не далека от реальности.
– А когда исчезнет фрагментация рынка?
– Это зависит от усилий крупных игроков, к чему прилагает усилия и «Молоток» вместе с Naspers и Allegro (группа Allegro принадлежит Naspers – Slon.ru). На рынок пришли крупные игроки: «Озон» – это безусловно крупный игрок, пришли розничные сети со своими интернет-ресурсами – «М.Видео», «Техносила», «Эльдорадо». Так что рынок будет консолидироваться, но сколько времени это займет, я пока не могу сказать. К концу 2010 г. станет понятно.