о давлении государства на СМИ:
Вероятно, были случаи, когда [американской] прессе что-то приказывали сделать, и она это делала. Но в целом, я бы сказал, что «давление» [на прессу] никогда не принимало формы приказа. Большинство газет и новостных агентств были и есть независимы от государства. Необходимо понимать базовые принципы, по которым работает эта система в США: правительство не выпускает приказов, которые пресса безоговорочно выполняет. В нашей системе правительство давит, советует, пытается умаслить прессу или как-то иначе повлиять на журналистов – но не приказывает новостным СМИ, что делать (за исключением редких случаев, касающихся государственной тайны).
Новостные журналисты – большие охотники до разного рода информации; и иногда государство влияет на них путем варьирования качества и количества предоставляемой информации. [Тем самым], если правительство уделяет много внимания такой теме, как права человека, это может отражаться на том, как и сколько про это пишет пресса. Если же [правительство] решает что-то скрывать, то об этом и писать сложнее. Но это совсем не то же самое, что приказ. Тем самым пресса [в США] действительно свободна; а воздействие на нее принимает более утонченные формы, чем во многих других странах.
Есть множество способов повлиять на прессу со стороны правительства и это происходит постоянно.
Пожалуй, самый яркий пример недавнего времени – это заявления администрации Буша о наличии у Ирака оружия массового поражения. На самом деле, ОМП у Ирака не было. Администрация донесла эту информацию до общественности через прессу и через речь Пауэлла в ООН. [Впоследствии] многие комментаторы говорили, что СМИ транслировали эту информацию без какого-либо критичного восприятия и проверки. Многие говорят, что если бы тогда пресса более тщательно бы выяснила обстоятельства того, о чем говорит правительство, главное оправдание войны подверглось бы сомнению еще до ее начала.
Как я уже отмечал выше, [такие попытки воздействия] – это не ерунда. Американское правительство ежедневно пытается повлиять на прессу через то, что мы называем spin – официальные заявления, пресс-релизы, интервью и т.д. Идет безостановочный поток этого пиара. И журналисты должны пытаться его отсортировать. Часто они [в этом] сталкиваются со значительными сложностями, так как они сами не знают, чего они не знают.