Связь на эшелоне | Виртуальная «Сибирь» | Тест «Аэрофлота» | Цены до небес | Воздушный интернет
Авиакомпании и сотовые операторы вовсю готовятся к предоставлению услуг мобильной связи и интернета во время полета. В феврале Госкомиссия по радиочастотам выделила для этого отдельную частоту. Теперь, чтобы легализовать разговоры в полетах, нужно внести изменения в законодательство, разработать механизм лицензирования операторов и, наконец, установить специальное оборудование на бортах самолетов. Затраты операторам предстоят немаленькие, и они, безусловно, лягут на плечи пассажиров. Операторы назвали Slon.ru приблизительные ценники на обслуживание в полете: $5 за минуту разговора по мобильнику и $15 за 1 Мб интернет-трафика. При таких расценках оборудование одного самолета по нижней планке расходов без учета арендной платы авиакомпаниям и прочих сопутствующих трат окупится за год. При условии, что за каждый полет пассажиры одного самолета будут выговаривать всего по 10 минут или выкачивать 3 Мб трафика (расчет произведен исходя из того, что один самолет выполняет три полета в день). Но обольщаться не стоит. Если зарубежные авиакомпании и операторы уже второй год предоставляют связь на бортах, то в России эта услуга еще в зачаточном состоянии – и, как и все неизведанное, может обрасти дополнительными расходами, которые приведут к повышению тарифов.
«Уважаемые пассажиры, на время руления самолета, взлета и набора высоты отключите все электронные приборы» – такие объявления слышал каждый клиент авиакомпаний. Запрет введен неспроста: в момент взлета и посадки происходит наиболее активный обмен информацией между бортовой аппаратурой и землей, чему мобильники и компьютеры могут помешать, особенно если срочно позвонить приспичит сразу 20 пассажирам. А в горизонтальном полете, когда самолет находится на высоте 10–11 километров, телефоны и компьютеры уже никакой угрозы не представляют: позвонить или выйти в интернет при всем желании не сможешь – связи просто-напросто нет. В 2011 году, обещают операторы, сотовая связь на борту заработает в полную силу. Но требование не включать электронную аппаратуру при взлете и посадке останется в силе и после официального запуска услуги авиационного роуминга. Совершать звонки по телефону и выходить в интернет можно будет только на эшелоне – когда самолет набрал необходимую высоту полета. Что принципиально изменится? В самолетах установят специальное оборудование, позволяющее без помех для бортового компьютера и безопасности полетов звонить по мобильнику и выходить в интернет. Авиакомпании определяют для себя формы сотрудничества с операторами связи. Перевозчики не планируют брать на себя затраты на оборудование самолетов — они будут возложены на заинтересованных операторов. Прибыль от предоставления услуг тоже будет поступать в бюджет операторов. Финансовый интерес авиакомпаний — своего рода арендная плата за место, которое занимает оборудование на борту. ВИРТУАЛЬНАЯ «СИБИРЬ» Среди всех российских авиакомпаний ближе всего к началу предоставления услуг роуминга на борту продвинулись только две из них – «Аэрофлот» и «Сибирь». Последняя уже с 2008 года выбирала себе партнера, который обеспечит пассажирам возможность разговаривать по мобильнику и пользоваться интернетом в самолете. И выбрала – им стал МТТ, оператор междугородной и международной связи, не имеющий собственных абонентов и опыта в предоставлении услуг сотовой связи. Партнеры сейчас проводят тендер на поставку оборудования
Переговоры с разными операторами шли, начиная с 2008 года, а в прошлом году переговоры начались с МТТ. Выбрали именно его, потому что этот оператор предложил наиболее оптимальные условия. МТТ работает как виртуальный оператор, у него нет собственной абонентской базы, он будет работать со всеми операторами на равных условиях. Как раз сейчас идет тендер по выбору технического решения. Сколько оно будет стоить, мы пока не знаем: тендер закончится в марте–апреле. Все рассматриваемое оборудование – иностранное, в России оно сертифицировано. Скорее всего, оснащение оборудованием начнем с самолетов Airbus.
Включать средства связи на взлете-посадке все равно будет нельзя (и сам сервис работать не будет) – только в горизонтальном полете. Оборудование включает в себя опции, которые исключают нежелательные моменты по безопасности. С точки зрения законодательства и всяческих согласований, чтобы все заработало, — довольно большой пакет to do. Перечислять не буду: с одной стороны, много всего, с другой – ничего невозможного там нет.
для комплектации самолетов «Сибири». По данным авиакомпании, его итоги будут подведены в марте–апреле этого года. Свой, на первый взгляд экзотический, выбор в авиакомпании объяснили так: да, у МТТ нет лицензии и опыта работы в качестве сотового оператора, компания имеет право оказывать услуги как виртуальный оператор – используя сотовое оборудование чужой сети. Однако МТТ обладает собственной магистральной сетью, и предполагается, что он сможет выстроить отношения со всеми операторами на равных условиях. Благодаря этому интересы пассажиров, пользующихся услугами «Билайна», «Мегафона» и МТС не будут ущемлены, что непременно произошло бы, заключи «Сибирь» прямой контракт с любым из операторов «большой тройки». Но «Аэрофлот», который ведет переговоры как раз с одним из операторов «большой тройки», это не смущает: в компании уверены, что что никакой дискриминации по мобильному признаку на бортах его самолетов не будет.
ТЕСТ «АЭРОФЛОТА»
«Аэрофлот» проект по авиационному роумингу разделил на два этапа, и сейчас выбирает партнера для тестирования услуги
Мы ведем переговоры с оператором «большой тройки» о том, чтобы построить GSM-сеть на двух самолетах. Пока на двух. Ожидаем, что это произойдет уже в этом году. При этом, чтобы в дальнейшем говорить об оснащении остальных самолетов, мы сначала должны оценить эффективность услуги, востребованность. В дальнейшем, если опытная эксплуатация покажет, что услуга востребована, приносит хорошие репутационные отзывы, мы будем и дальше оснащать наши самолеты. При этом мы открыты для сотрудничества со всеми операторами сотовой связи, выбор одного из них для тестовой эксплуатации не означает, что в дальнейшем мы будем работать только с этим оператором. Пожалуйста, мы готовы к переговорам.
Какой-либо дискриминации пассажиров различных операторов на борту быть не должно, и не думаю, что она будет как-то проявляться в ценовой форме. Мы, естественно, не скрываем, что услуги связи будут дороже, чем на земле. Конечно, придется платить больше. Но этот вопрос лежит не в плоскости «Аэрофлота». «Аэрофлот» рассматривает себя как компанию, которая предоставляет возможность оператору связи развернуть и построить GSM-сеть на борту своих самолетов — с одной стороны, и предоставляет возможность пассажиру реализовать свои права в полном объеме, ведь сейчас существуют определенные ограничения в общении.
В настоящее время использование электронных устройств связи российскими авиакомпаниями ограничено законодательно, и контролирует это наш регулирующий орган — Минтранс. Мы обратились в Минтранс с письмом, в котором просим, в порядке исключения, лично «Аэрофлоту» разрешить использовать электронные устройства связи на борту. Так же, как и сейчас, экипажи будут требовать, чтобы во время взлета и посадки пассажиры не пользовались электронными средствами связи. Потому что данные средства являются источниками помех, а во время взлета и посадки идет наиболее активный обмен информацией между бортовой аппаратурой и землей. Пассажиры получат возможность пользоваться мобильным телефоном и интернетом лишь только во время спокойной стадии полета.
Это означает, что «Аэрофлот» станет первой авиакомпанией России, предоставляющей услуги связи на бортах двух своих самолетов – ожидается, что тест будет запущен уже в этом году. И если выяснится, что эти услуги «востребованы, приносят хорошие репутационные отзывы», «Аэрофлот» и дальше будет оснащать свои машины. Причем, как уверяют в авиакомпании, выбор партнера для пробной эксплуатации связи на борту вовсе не означает, что он получит доступ на все остальные самолеты «Аэрофлота»: переговоры будут проведены со всеми операторами, и не исключено, что парк авиакомпании будет разделен между представителями «большой тройки». Но что, если сотовая связь на борту и впрямь не так уж и нужна пассажирам, и затраты на предоставление этой услуги не окупятся никогда?
ЦЕНЫ ДО НЕБЕС
В этом есть есть доля истины. Собеседники Slon.ru говорят, что оснащение одного самолета необходимым оборудованием сопоставимо со строительством обычной базовой станции на земле
«Никто не говорит, что связь будет дешевой», отмечают в «Аэрофлоте». Но ни там, ни в «Сибири» не смогли назвать порядок цен. А вот источники на рынке сотовой связи говорят, что 1 минута разговора по мобильнику обойдется в $3–6. Гендиректор МТТ Эльдар Разроев более конкретен. Он говорит, что цена за минуту разговора
0
http://www.slon.ru/articles/323412/