Связь на эшелоне | Виртуальная «Сибирь» | Тест «Аэрофлота» | Цены до небес | Воздушный интернет

Авиакомпании и сотовые операторы вовсю готовятся к предоставлению услуг мобильной связи и интернета во время полета. В феврале Госкомиссия по радиочастотам выделила для этого отдельную частоту. Теперь, чтобы легализовать разговоры в полетах, нужно внести изменения в законодательство, разработать механизм лицензирования операторов и, наконец, установить специальное оборудование на бортах самолетов. Затраты операторам предстоят немаленькие, и они, безусловно, лягут на плечи пассажиров. Операторы назвали Slon.ru приблизительные ценники на обслуживание в полете: $5 за минуту разговора по мобильнику и $15 за 1 Мб интернет-трафика. При таких расценках оборудование одного самолета по нижней планке расходов без учета арендной платы авиакомпаниям и прочих сопутствующих трат окупится за год. При условии, что за каждый полет пассажиры одного самолета будут выговаривать всего по 10 минут или выкачивать 3 Мб трафика (расчет произведен исходя из того, что один самолет выполняет три полета в день). Но обольщаться не стоит. Если зарубежные авиакомпании и операторы уже второй год предоставляют связь на бортах, то в России эта услуга еще в зачаточном состоянии – и, как и все неизведанное, может обрасти дополнительными расходами, которые приведут к повышению тарифов.

СВЯЗЬ НА ЭШЕЛОНЕ

«Уважаемые пассажиры, на время руления самолета, взлета и набора высоты отключите все электронные приборы» – такие объявления слышал каждый клиент авиакомпаний. Запрет введен неспроста: в момент взлета и посадки происходит наиболее активный обмен информацией между бортовой аппаратурой и землей, чему мобильники и компьютеры могут помешать, особенно если срочно позвонить приспичит сразу 20 пассажирам. А в горизонтальном полете, когда самолет находится на высоте 10–11 километров, телефоны и компьютеры уже никакой угрозы не представляют: позвонить или выйти в интернет при всем желании не сможешь – связи просто-напросто нет. В 2011 году, обещают операторы, сотовая связь на борту заработает в полную силу. Но требование не включать электронную аппаратуру при взлете и посадке останется в силе и после официального запуска услуги авиационного роуминга. Совершать звонки по телефону и выходить в интернет можно будет только на эшелоне – когда самолет набрал необходимую высоту полета. Что принципиально изменится? В самолетах установят специальное оборудование, позволяющее без помех для бортового компьютера и безопасности полетов звонить по мобильнику и выходить в интернет. Авиакомпании определяют для себя формы сотрудничества с операторами связи. Перевозчики не планируют брать на себя затраты на оборудование самолетов — они будут возложены на заинтересованных операторов. Прибыль от предоставления услуг тоже будет поступать в бюджет операторов. Финансовый интерес авиакомпаний — своего рода арендная плата за место, которое занимает оборудование на борту. ВИРТУАЛЬНАЯ «СИБИРЬ» Среди всех российских авиакомпаний ближе всего к началу предоставления услуг роуминга на борту продвинулись только две из них – «Аэрофлот» и «Сибирь». Последняя уже с 2008 года выбирала себе партнера, который обеспечит пассажирам возможность разговаривать по мобильнику и пользоваться интернетом в самолете. И выбрала – им стал МТТ, оператор междугородной и международной связи, не имеющий собственных абонентов и опыта в предоставлении услуг сотовой связи. Партнеры сейчас проводят тендер на поставку оборудования

 
Прямая речь

«Включать средства связи на взлете-посадке все равно будет нельзя»

Директор по работе с партнерами S7 Airlines Тарек Аль-Овейд
об авиационном роуминге:
Переговоры с разными операторами шли, начиная с 2008 года, а в прошлом году переговоры начались с МТТ. Выбрали именно его, потому что этот оператор предложил наиболее оптимальные условия. МТТ работает как виртуальный оператор, у него нет собственной абонентской базы, он будет работать со всеми операторами на равных условиях. Как раз сейчас идет тендер по выбору технического решения. Сколько оно будет стоить, мы пока не знаем: тендер закончится в марте–апреле. Все рассматриваемое оборудование – иностранное, в России оно сертифицировано. Скорее всего, оснащение оборудованием начнем с самолетов Airbus.
Включать средства связи на взлете-посадке все равно будет нельзя (и сам сервис работать не будет) – только в горизонтальном полете. Оборудование включает в себя опции, которые исключают нежелательные моменты по безопасности. С точки зрения законодательства и всяческих согласований, чтобы все заработало, — довольно большой пакет to do. Перечислять не буду: с одной стороны, много всего, с другой – ничего невозможного там нет.
 

для комплектации самолетов «Сибири». По данным авиакомпании, его итоги будут подведены в марте–апреле этого года. Свой, на первый взгляд экзотический, выбор в авиакомпании объяснили так: да, у МТТ нет лицензии и опыта работы в качестве сотового оператора, компания имеет право оказывать услуги как виртуальный оператор – используя сотовое оборудование чужой сети. Однако МТТ обладает собственной магистральной сетью, и предполагается, что он сможет выстроить отношения со всеми операторами на равных условиях. Благодаря этому интересы пассажиров, пользующихся услугами «Билайна», «Мегафона» и МТС не будут ущемлены, что непременно произошло бы, заключи «Сибирь» прямой контракт с любым из операторов «большой тройки». Но «Аэрофлот», который ведет переговоры как раз с одним из операторов «большой тройки», это не смущает: в компании уверены, что что никакой дискриминации по мобильному признаку на бортах его самолетов не будет.

ТЕСТ «АЭРОФЛОТА»


«Аэрофлот» проект по авиационному роумингу разделил на два этапа, и сейчас выбирает партнера для тестирования услуги

 
Прямая речь

«Дискриминации абонентов различных операторов на борту быть не должно»

Источник в «Аэрофлоте»
Об авиационном роуминге:
Мы ведем переговоры с оператором «большой тройки» о том, чтобы построить GSM-сеть на двух самолетах. Пока на двух. Ожидаем, что это произойдет уже в этом году. При этом, чтобы в дальнейшем говорить об оснащении остальных самолетов, мы сначала должны оценить эффективность услуги, востребованность. В дальнейшем, если опытная эксплуатация покажет, что услуга востребована, приносит хорошие репутационные отзывы, мы будем и дальше оснащать наши самолеты. При этом мы открыты для сотрудничества со всеми операторами сотовой связи, выбор одного из них для тестовой эксплуатации не означает, что в дальнейшем мы будем работать только с этим оператором. Пожалуйста, мы готовы к переговорам.
Какой-либо дискриминации пассажиров различных операторов на борту быть не должно, и не думаю, что она будет как-то проявляться в ценовой форме. Мы, естественно, не скрываем, что услуги связи будут дороже, чем на земле. Конечно, придется платить больше. Но этот вопрос лежит не в плоскости «Аэрофлота». «Аэрофлот» рассматривает себя как компанию, которая предоставляет возможность оператору связи развернуть и построить GSM-сеть на борту своих самолетов — с одной стороны, и предоставляет возможность пассажиру реализовать свои права в полном объеме, ведь сейчас существуют определенные ограничения в общении.
В настоящее время использование электронных устройств связи российскими авиакомпаниями ограничено законодательно, и контролирует это наш регулирующий орган — Минтранс. Мы обратились в Минтранс с письмом, в котором просим, в порядке исключения, лично «Аэрофлоту» разрешить использовать электронные устройства связи на борту. Так же, как и сейчас, экипажи будут требовать, чтобы во время взлета и посадки пассажиры не пользовались электронными средствами связи. Потому что данные средства являются источниками помех, а во время взлета и посадки идет наиболее активный обмен информацией между бортовой аппаратурой и землей. Пассажиры получат возможность пользоваться мобильным телефоном и интернетом лишь только во время спокойной стадии полета.
 
. Планируется, что тот, кого «Аэрофлот» выберет, сперва оборудует только два самолета авиакомпании – один А320 и один А330, выполняющие дальние перелеты. Но чтобы запустить тест, этого недостаточно. Дело в том, что использование электронных устройств связи в самолетах сейчас законодательно ограничено, и Минтранс строго это контролирует. «Аэрофлот», по словам его представителя, уже обратился в Минтранс с просьбой в порядке исключения и только для «Аэрофлота» на период опытной эксплуатации выдать разрешение на использование устройств связи. Учитывая, что совет директоров крупнейшей авиакомпании страны возглавляет лично министр транспорта Игорь Левитин, с таким разрешением проблем быть не должно.
Это означает, что «Аэрофлот» станет первой авиакомпанией России, предоставляющей услуги связи на бортах двух своих самолетов – ожидается, что тест будет запущен уже в этом году. И если выяснится, что эти услуги «востребованы, приносят хорошие репутационные отзывы», «Аэрофлот» и дальше будет оснащать свои машины. Причем, как уверяют в авиакомпании, выбор партнера для пробной эксплуатации связи на борту вовсе не означает, что он получит доступ на все остальные самолеты «Аэрофлота»: переговоры будут проведены со всеми операторами, и не исключено, что парк авиакомпании будет разделен между представителями «большой тройки». Но что, если сотовая связь на борту и впрямь не так уж и нужна пассажирам, и затраты на предоставление этой услуги не окупятся никогда?

ЦЕНЫ ДО НЕБЕС


В этом есть есть доля истины. Собеседники Slon.ru говорят, что оснащение одного самолета необходимым оборудованием сопоставимо со строительством обычной базовой станции на земле

 
Прямая речь

«Затраты на оснащение одного авиалайнера сопоставимы со строительством базовой станций на земле»

Заместитель гендиректора «Скай Линк» Юрий Хромов
О том, что интернет в самолете интереснее телефона:
На наш взгляд, наиболее интересной услугой на борту самолета будет интернет-доступ, что подтверждается и зарубежной практикой. Затраты на оснащение одного авиалайнера, по нашим оценкам, сопоставимы со строительством одной обычной базовой станций на земле.
 
Тарифы, скорее всего, первоначально будут более высокими, чем для клиентов на земле, но по мере роста трафика и количества абонентов, пользующихся данным видом услуг в воздухе, могут снижаться.
 
, которое обходится в $50 000 – 100 000 без учета самой вышки. И чтобы оборудовать весь парк «Аэрофлота» (118 самолетов) потребуется $6 млн. Затраты на «сибирский» флот из примерно 40 самолетов – минимум $2 млн. Примерно такой же порядок цифр может быть и у других крупных авиакомпаний – «Трансаэро», «ГТК «Россия», UTair. И все это – без учета платы авиакомпании за аренду места на самолете. Кто бы ни занялся организацией услуг связи на борту, окупать свои затраты он будет с помощью высоких цен на услуги.
«Никто не говорит, что связь будет дешевой», отмечают в «Аэрофлоте». Но ни там, ни в «Сибири» не смогли назвать порядок цен. А вот источники на рынке сотовой связи говорят, что 1 минута разговора по мобильнику обойдется в $3–6. Гендиректор МТТ Эльдар Разроев более конкретен. Он говорит, что цена за минуту разговора

 
Прямая речь

«Нижний порог стоимости голосового вызова составит $5 за минуту»

Гендиректор МТТ Элдар Разроев
О том, сколько будет стоить позвонить из самолета:
У МТТ уже существует соглашение с авиакомпанией S7. В настоящее время мы проводим тендер на поставки оборудования для организации GSM-связи на борт , и рассчитываем, что в 2011 г. проект будет запущен в коммерческую эксплуатацию.
 
Помимо S7, МТТ ведет переговоры с «Трансаэро», «Аэрофлотом» и несколькими другими российскими авиакомпаниями.
 
Как мы полагаем, нижний порог стоимости голосового вызова составит около $5 за минуту. Это наша предварительная оценка, и к моменту запуска проекта она может быть скорректирована. Для 1 МБ интернет-трафика наша ориентировочная оценка составляет $15. Этот порядок цен соответствует существующим тарифам у зарубежных операторов, обеспечивающих бортовой роуминг уже более года.
 
Согласно тому же опыту, можно говорить, что интернет в полете более востребован, чем голосовые вызовы, насколько известно, их соотношение по потреблению (то есть по количеству абонентов, воспользовавшихся передачей пакетных данных и голосом соответственно) сейчас примерно 70 к 30.
 
От этой суммы свои отчисления получат авиакомпания, обслуживающие инфраструктуру компании (производитель оборудования и обслу­живающий оператор), роуминговый оператор, оператор спутниковой связи и наземный оператор, которому адресован звонок. 
 
Услуга, вероятнее всего, будет ориентирована на дальне- и среднемагистральные маршруты. Пользоваться телефоном можно будет только, когда самолет займет эшелон, но не при рулежке, наборе высоты или снижении.
 
 
 в «воздушной» сети его компании составит $5. При этом он оговаривается, что называемая сумма к запуску сети в коммерческую эксплуатацию в 2011 году может измениться. 
Тем не менее, в МТТ считают, что стоимость звонка в их виртуальной сети будет соответствовать предложениям зарубежных компаний, предоставляющих роуминг в воздухе. В таком случае, если через год тарифы МТТ и изменятся, то незначительно: в сетях операторов AeroMobile и On Air на бортах Air France, Delta, Emirates и Lufthansa абоненты МТС платят сопоставимые 149 руб. за минуту, а мегафоновцы – от 100 до 125. Для пользователей «Билайн» нет фиксированного авиационного тарифа: цены на звонок в воздухе для них определяются по роуминговой зоне, в которой пролетает самолет, и составляют от 69 до 129 руб.

ВОЗДУШНЫЙ ИНТЕРНЕТ


Однако операторы предупреждают, что голосовой вызов вряд ли станет самым востребованным сервисом у пассажиров российских авиакомпаний. По опыту последних двух лет, в которые пассажирам зарубежных лайнеров разрешили включать мобильники в самолетах, разговор по телефону во время полета – сильный раздражающий фактор для соседей. Чуть более двух третей пассажиров, использующих авиационный роуминг, предпочитают в самолетах не звонить, а выходить в интернет. В авиационной сети МТТ ориентировочная цена 1 МБ пакетного трафика составит, как полагает оператор, $15, что тоже близко к расценкам в сетях AeroMobile и On Air. 
Учитывая пробуждающуюся в воздухе любовь пассажиров к интернету, зарубежные авиационные микрооператоры предлагают пакеты услуг – с оплатой пакетного трафика мелким оптом. У американского Gogo небесный интернет может стоить от $4,95 за 1,5 часа до $29,95 за месяц. Самый востребованный – суточный тариф: $12,95 за день. У МТТ таких предложений не предусмотрено, но за год, оставшийся до взлета междугородного оператора в небо, всякое может случиться.