Скандальный закон о торговле, на бои за который чиновники, ритейлеры и производители продуктов потратили несколько лет и немало сил, вступил в силу с февраля. Но проигравшие в лице представителей крупных торговых сетей и заинтересованных в развитии отрасли чиновников Минпромторга уже готовы взять реванш у депутатов, производителей и первого вице-премьера Виктора Зубкова.
В распоряжении Slon.ru оказалась последняя версия проекта стратегии развития торговли (см. документ), который ставит под сомнение дух и букву так не понравившегося сетевым торговцам закона о торговле.
Проект стратегии, подготовленный Минпромторгом, вчера обсуждали на расширенном заседании экспертного совета по развитию торговли.
По словам председателя совета, замминистра промышленности и торговли Андрея Дементьева

 
Прямая речь

«Закон о торговле – это лишь первый шаг к развитию отрасли, и сам по себе решающую роль он сыграть не может»

Замминистра промышленности и торговли Андрей Дементьев
Выступление на заседании экспертного совета по развитию торговли:В конце 2008 года в Министерстве промышленности и торговли была создана комиссия, которая рассматривала заявки на оказание финансовой помощи системообразующим предприятиям, среди которых, кстати, были и предприятия торговли. Некоторые из самых эффективных мер, которые были задействованы в 2009 году, будут реализовываться в дальнейшем. Так, меры, которые предусмотрены антикризисной программой правительства будут продолжены в 2010 году. Напомню, что объем такой помощи составит порядка 230 млрд рублей. Будет сохранена и кредитная поддержка регионов, предоставление госгарантий системообразующим предприятиям. Считаю, что сегодня это интересно обсуждать потому, что это и есть меры на поддержание потребительского спроса, который обслуживает отрасль.
Наиболее сложная ситуация в краткосрочном периоде, на мой взгляд, может наблюдаться в моногородах, где население зависит от одного–двух предприятий. Эти предприятия обеспечивают занятость, наполнение бюджета, содержание всей социальной инфраструктуры.
Для обеспечения устойчивости российской экономики необходимо применение активной упреждающей политики для поддержания стабильности таких городов со стороны правительства, Минрегиона и нашего министерства. Самые наглядные примеры, которые у всех на слуху, касаются городов Тольятти, Нижнего Тагила.
Влияние экономического кризиса, безусловно, сказалось и на отрасли розничной торговли. По данным Росстата по итогам 2009 года оборот розничной торговли сократился на 5,5% в сопоставимых ценах к 2008 году. Однако, по итогам 2009 года выручка у отдельных, в первую очередь сетевых, компаний выросла. Так, увеличение по сравнению с 2008 годом рублевой выручки у X5 составила 33%, у «Магнита» – 28,12%. Впечатляющая цифра, на мой взгляд.
Подробнее об итогах развития отрасли в 2009 году и перспективах на 2010-й мы услышим в следующих выступлениях. Но главное, что я хотел бы услышать от членов экспертного совета и представителей субъектов, – это ваше мнение об уже вступившем законе «О торговле» и о тех мероприятиях, которые, на ваш взгляд, необходимо внедрить и разработать, чтобы этот закон на самом деле был эффективным инструментом. И хотелось бы приступить к обсуждению стратегии развития отрасли. Все эти вещи взаимосвязаны, закон о торговле – это лишь первый шаг, и сам по себе решающую роль сыграть не может. А вот если это будет комплекс действий с обозначенными целевыми результатами, с указанием, к каким параметрам и к чему мы должны выйти и какие шаги мы должны совершить, тогда это будет действительно интересный инструмент.
Поэтому еще раз повторюсь, что хотел бы услышать предложения по адаптации к жизни тех документов, которые мы имеем в действии, и по той стратегии, которую мы рассматриваем как проект. И что нужно сделать, чтобы этот проект отвечал потребностям отрасли и граждан, которых отрасль обслуживает. Предложил бы всем, желающим поучаствовать в дискуссии, записаться и указать на то, что конкретно они хотели бы услышать в наших ответах.
 
, закон о торговле – это лишь первый шаг, сделанный для развития отрасли, и сам по себе он действенным инструментом быть не может. Поэтому министерство взялось за подготовку дополняющих его документов, в том числе стратегии развития торговли.
Одна из главных целей стратегии – увеличение доли современных сетевых форматов (читай – крупных сетевых магазинов) к 2015 г. до 55%. Пока же россияне покупают в супермаркетах и гипермаркетах значительно реже и меньше, чем европейцы. К примеру, в продуктовой рознице доля продаж через современные форматы составила в 2008 г. всего 34%, против датских 83% и французских 78%. Та же ситуация и с покупкой непродовольственных товаров. А значит, считают в Минпромторге, государство должно быть всячески заинтересовано в дальнейшем распространении сетевых форматов в стране, чтобы приблизить россиян к европейским стандартам жизни.
Главная преграда на пути к цели – супермаркету в любом российском городе – излишнее госрегулирование отрасли, считают авторы стратегии. Ограничение в 25% для одной сети в рамках региона, города или муниципального округа, прописанное в законе о торговле, лишает отрасль любых стимулов к развитию и вместо того, чтобы способствовать развитию конкуренции, фактически ее снижает.
Такой подход не учитывает привычки покупателей и расположение супермаркетов в определенных районах, – а это ключевые показатели для рынка розничной торговли. Например, «магазины у дома» и гипермаркеты не могут конкурировать друг с другом просто потому, что покупатели ходят и в те, и в другие по разным причинам.
В гипермаркеты люди чаще всего отправляются целенаправленно – за запланированными покупками (обычно, это товары регулярного потребления), цена на которые существенно влияет на их выбор. В небольших «магазинах у дома», напротив, часто делаются покупки вне списка основных товаров. К тому же доказано,что покупатели не знают цены на товары в таких магазинах и не обращают ни них внимание.
И, наконец, ограничение в 25% не предусматривает разделение супермаркетов по категориям: магазины, предназначенные для различных слоев населения вряд ли будут конкурировать за покупателей в одном районе. Люди, привыкшие делать покупки в «Копейке» или «Пятерочке» из-за их цен вряд ли станут постоянными посетителями «Азбуки вкуса» или «Глобуса гурмэ», и наоборот.
Ограничение на открытие новых магазинов для сетей может привести к тому, что жители административного округа выбрать подходящий для себя ценовой формат просто не смогут.
Но и риски быстрого распространения сетевых форматов тоже очевидны. Главный – резкое сокращение доли малого и среднего бизнеса, вплоть до его полного исчезновения внутри отдельных локальных рынков.
Но это – не причина для ограничений, считают авторы стратегии. Ответом на конкурентное давление сетей должно стать «кооперативное движение» малого и среднего бизнеса. По мнению авторов, пропаганду идеи кооперации стоит вести через рассказы об успешном международном опыте (SPAR, Valio и т. д.) А если производители малы или их слишком много, как это часто бывает с сельхозпроизводителями, организовать сбытовой кооператив для них сможет государство.
Особенно кооперативы нужны там, где крупному бизнесу открывать магазины невыгодно и неинтересно – в селах и деревнях. Именно там малые предприятия, скооперировавшись, могут существенно повысить эффективность своей работы, качество товаров и обслуживания.
Доказать, что за сетевыми форматами будущее, а количество супермаркетов в стране никак не влияет на число несетевых магазинов, чиновники Минпромторга пытаются не в первый раз. В битве за закон о торговле эти аргументы не помогли, но, похоже, реванш еще возможен.