Цифры на сайте Opera Software показывают, сколько времени цензоры App Store потратили на проверку легитимности Opera Mini

Пара самых популярных | Год в подполье | Основания для надежды | Выручка может не упасть

Маленькое мобильное чудо все-таки произошло: бразер Opera Mini отправлен на утверждение цензоров App Store, онлайн-магазина программ для iPhone. После этого самый популярный браузер для сотовых телефонов либо появится на iPhone, либо получит относительно мотивированный отказ. 

ПАРА САМЫХ ПОПУЛЯРНЫХ


Отправка еще одной программы «на аппрув» App Store было бы событием совершенно рядовым, если бы не ее предыстория и не возможные последствия синергии самого популярного браузера с самым мощным мобильным трафикогенератором.

Норвежский браузер Opera не слишком популярен: его применяет чуть менее 5% интернет-аудитории. Однако мобильный браузер того же разработчика Opera Mini – крепкий мировой лидер: по данным Statcounter, он установлен на каждом четвертом мобильнике, с которого выходят в интернет. Сама Opera утверждает, что в феврале число его пользователей достигло 50 млн человек, причем за последний год выросло в 2,5 раза.

Своим фантастическим успехом Opera Mini обязан специфической технологии сжатия данных. Прежде чем веб-страница загружается в мобильный телефон, она оптимизируется на серверах Opera Software, в результате чего не самый дешевый мобильный трафик сокращается, по утверждению разработчика, в 5–10 раз. 

Opera Mini присутствует на всех мобильных платформах, кроме одной: ее версии для iPhone ждали с прошлого года. Для Opera присутствие в iPhone имеет принципиальное значение: по мнению сети мобильной рекламы AdMob, его пользователи потребляют 77% всемирного мобильного трафика. 

ГОД В ПОДПОЛЬЕ

Однако весной прошлого года «после утомительных консультаций с руководством Apple» Opera Software отказалась от попыток продвинуть Opera Mini на iPhone и не стала раскрывать причины своего отказа. По срокам эта история была близка к скандалу с приложением Google Voice, которое после шести недель тестирования не было допущено к продажам в магазине App Store c формулировкой «duplicates features that come with the iPhone» («повторяет функции, присутствующие в iPhone»). Google Voice был предназначен для голосовых звонков через IP-канал и, несомненно, повторял основную функцию iPhone. Поскольку браузер Opera Mini повторяет функцию встроенного в iPhone Safari, противоречия между Apple и iPhone казались непреодолимыми. 

Директор Opera Software в те дни заявил, что Opera Mini не станет пытаться пробить цензурный барьер App Store без полной уверенности, что у нее это получится, и история самого популярного браузера и самого трафикоемкого мобильного телефона затихла почти на целый год.

ОСНОВАНИЯ ДЛЯ НАДЕЖДЫ

Однако в январе 2010 г. на Mobile World Congress произошел закрытый показ Opera Mini на iPhone, и 23 марта браузер все же был отправлен на экспертизу. Как и обещал директор Opera, сейчас в компании-разработчике верят, что проблем «с аппрувом» в App Store быть не должно. Переписанный браузер полностью удовлетворяет требованиям Apple

 
Прямая речь

«У нас есть уверенность, что Opera Mini сумеет попасть в App Store»

Представитель Opera Software в России Владимир Исаев
о том, что Opera уверена в попадании в App Store:
Основатель и директор Opera Sodtware Йон фон Течнер говорил, что мы не отправим Opera Mini для iPhone на утверждение в App Store, пока не будем уверены, что он пройдет процедуру утверждения. 
Сейчас никаких договоренностей о прохождении Opera Mini не существует, это чистая правда: браузер отправлен в App Store на общих основаниях. Однако у нас все же есть уверенность, что браузер сумеет попасть в App Store. У Apple нет оснований, во всяком случае, с точки зрения SDK, к тому, чтобы его запретить. Нынешняя Opera Mini не нарушает ни одного пункта соглашения с разработчиками.
Opera Mini распространяется бесплатно. Компания зарабатывает на ней, получая отчисления поисковиков за число запросов, отправленных через наш браузер, а также за партнерские ссылки и предустановки в экспресс-панели. Есть и вариант выпуска кастомизированных версий для мобильных операторов. Но очевидно, что с Apple iPhone последнее вряд ли возможно.
 
, а пресловутое «дублирование функций» не должно явиться препятствием для одобрения продукта: в App Store уже присутствуют около 10 браузеров сторонних разработчиков, полностью «дублирующих» функции Safari.
Apple – компания чрезвычайно закрытая, и что имели в виду ее цензоры, зарубая на корню Google Voice, готовый стать альтернативой Skype, знают только они. Существует весьма вероятная гипотеза, что этот запрет стал первым заметным проявлением напряженности между Apple, недовольной работой Google над мобильной платформой Android, и Google, полной решимости потеснить своим Android’ом на мобильном рынке Apple.
Если эта популярная гипотеза справедлива, то за Opera Mini волноваться не стоит: в грехах Google она точно не замечена

 
Прямая речь

«У Apple есть прекрасный повод отмыть свой образ после скандала с Google Voice»

Директор по продуктам Unreal Mojo, обозреватель продукции Apple Александр Пацай
о том, почему Apple выгодно пустить Opera Mini в App Store:
Мне кажется, что они (шансы на добавление Opera Mini в App Store – Slon.ru) достаточно высоки. Технически Opera действительно ничего не нарушает, исполняемый код внутри не интерпретируется, а OBML – это лишь язык разметки, и к нему у Apple не должно быть претензий.
С точки зрения дублирования функциональности в App Store по слову Browser находится почти две сотни приложений, из которых примерно половина – это различные веб-браузеры, с теми или иными возможностями, платные и бесплатные. Правда, они все используют для отрисовки текста движок WebKit, встроенный в iPhone, но сути это не меняет – они все дублируют функциональность Safari, но им в App Store можно. 
Apple с Opera вроде бы не ругалась, и та не выпускала в последнее время мобильных телефонов, похожих на iPhone, и в разработке операционных систем для планшетов и нетбуков тоже замечена не была. Поэтому лишь «из вредности» запретить – Apple, пожалуй, не будет этого делать. Разве что Apple могло не понравиться то, что Opera бежит «впереди паровоза», показывая приложение до его выхода, и тут Apple может Opera за это пожурить. Насколько я помню, даже информация об отказе приложению в размещении в App Store покрывается соглашением о неразглашении разработчиков под iPhone, и если вдруг Opera откажут, и они начнут об этом везде трубить, то может возникнуть конфликт.
Но зато у Apple есть прекрасный повод отмыться после скандала с Google Voice и разборок с FCC, пропустив Opera в App Store — потом всегда можно будет ссылаться на этот случай, доказывая, что компания открыта для стороннего ПО и готова сотрудничать с другими фирмами, если те не пытаются украсть ее долю рынка (намекая при этом на Google).
 
.

ВЫРУЧКА МОЖЕТ НЕ УПАСТЬ

Если в благополучной судьбе своего детища уверен директор Opera Software, то не стоит волноваться и пользователям iPhone. Возможно, через несколько недель они получат браузер, умеющий сокращать плату за трафик в 10 раз. Однако интересно, как к этой новости отнесутся те, кто эту плату получают.

Как ни странно, у них мало причин для беспокойства по поводу возможной миграции пользователей iPhone на Opera Mini. В большинстве стран, где iPhone продается легально, стоимость его трафика включена в абонентскую плату. Правда, в России пользователи iPhone находятся на особом положении и платят за все по отдельности, но тут и с Opera Mini ситуация особая. 

Популярность Opera Mini в России гораздо выше общемировой: браузер установлен примерно на 40% мобильных телефонов, и они формируют, по данным waplog.net, за неделю 244 млн посещений из 600 млн возможных. На категорию «другие», куда входит и iPhone, приходится не более 8% посещений, поэтому, уверены аналитики мобильного рынка, ожидать сильного снижения трафика операторам не стоит. Собственно, «телефонный» трафик сейчас составляет сравнительно небольшую часть общих продаж мобильного интернета

 
Прямая речь

«На российском мобильном трафике приход в iPhone Opera Mini не скажется никак»

Аналитик J'Son Partners Владимир Кудряшов
о том, почему операторам не стоит бояться Opera Mini:
Для операторов мобильной связи подобные приложения – вещь не очень приятная, поскольку может привести к значимому снижению выручки от передачи данных. Однако в России популярность Opera Mini весьма высока, а iPhone – это, скорее, статусный аксессуар. 
Статистика по моделям мобильных терминалов, наиболее популярных среди посетителей отечественных мобильных сайтов, показывает, что пока подавляющее большинство посетителей мобильных сайтов – это владельцы Nokia. Сейчас около 40% из них пользуется Opera Mini. Из этого можно сделать вывод о том, что на российском мобильном трафике приход в iPhone Opera Mini не скажется никак. 
 
Наиболее перспективными абонентами с точки зрения потребления мобильного трафика являются, в первую очередь, владельцы нетбуков и ноутбуков.
Нужно понимать, что iPhone не реализовал в России свой потенциал (по крайней мере, с точки зрения продаж «белых» девайсов) – слишком велика розничная цена устройства и высока конкуренция, да и ошибки при первоначальном выводе устройства на рынок были совершены достаточно серьезные (с опозданием чуть ли не на год, по высокой цене, в преддверии кризиса). Понятно, что он станет популярным только когда будет реализована модель субсидирования, когда покупателю не приходится платить сразу $1 тыс за устройство, и он расплачивается за него постепенно, оплачивая услуги оператора. Однако, к сожалению, операторам пока не удалось найти приемлемой схемы (в первую очередь, правовой) субсидирования (попытку по субсидированию iPhone в исполнении «Мегафона» можно признать неудачной).
В России с момента начала официальных продаж реализовано чуть больше 400 000 «белых» iPhone разных поколений, кроме этого, чуть больше 300 000 телефонов попали в РФ по «серым» схемам. 
 
, полагает Владимир Кудрящов из J’son Partners. Куда больше за мобильный интернет готовы платить владельцы нетбуков, для которых Opera Mini еще не придумали.