К началу 2010 года предприятиям удалось сократить свои запасы до уровня, близкого к норме. Значит, вскоре промышленность сможет увеличить производство. Однако рост невозможен без возобновления кредитования реального сектора. Пока кредитные ставки намного выше инфляции и рентабельности большинства отраслей экономики, рост кредитования невозможен. Но перед тем, как доказать эти выводы, нужно сделать небольшое методологическое пояснение.
Как анализировать промышленную статистику | Запасы сокращаются – ждем скачка производства | Рентабельность ниже кредитных ставок | Болото велико, а звезд мало|

КАК АНАЛИЗИРОВАТЬ ПРОМЫШЛЕННУЮ СТАТИСТИКУ
Появление данных Росстата о финансовых результатах экономики в январе 2010 года интересно не столько само по себе, сколько в контексте промышленной конъюнктуры и складывающейся экономической ситуации.
Как правило, предприятия поддерживают соотношение запасов и продаж на стабильном уровне, который считается нормальным. Поэтому уровень запасов материальных оборотных средств необходимо сравнивать не только с их уровнем в предшествующий период, но и с объемом продаж.
Возникшая по тем или иным причинам завышенность текущего уровня запасов относительно нормы приводит к включению так называемого отрицательного мультипликатора запасов: чтобы избавиться от излишних запасов, экономические агенты снижают текущее производства ниже уровня спроса, а часть его удовлетворяют за счет запасов.
Точно так же уровень ликвидности и платежеспособности секторов экономики важен только в контексте ситуации с кредитованием. Эти показатели имеют совершенно разную значимость для предприятий в зависимости от того, есть ли у них возможность привлекать доступные краткосрочные кредиты.
Это же касается и уровня рентабельности отдельных секторов экономики. Она важна не сама по себе, а в соотношении с величиной процентных ставок по кредитам. Чтобы промышленный выпуск устойчиво рос, текущее производство приходится финансировать при помощи кредитов на пополнение оборотного капитала, а развитие – займами для осуществления инвестиций. Одна и та же рентабельность в зависимости от ситуации в банковском секторе может означать как доступность, так и недоступность для предприятий внешнего финансирования.
ЗАПАСЫ СОКРАЩАЮТСЯ – ЖДЕМ СКАЧКА ПРОИЗВОДСТВА
Соотношение запасов с выпуском в обрабатывающей промышленности к началу 2010 года находились на уровне примерно на 5% выше среднего для января в предкризисные года (см. рисунок 1). Это означает, что излишние запасы еще, по-видимому, продолжают «уводить» объем выпуска вниз относительно уровня внешнего и внутреннего спроса.
Из этого следует, что скачок производства, неизбежный после приведения запасов к норме и окончания периода их сокращения, еще впереди. Возможно, быстрые темпы роста ВВП со снятой сезонностью в IV квартале 2009 г. (+5% к III кварталу) были связаны не с ростом запасов и экспорта, как принято считать, а только с экспортом.
Такого рода скачок, связанный с восстановлением естественного уровня выпуска после выключения «тормоза запасов», наблюдался в течение первых двух кварталов 1999 г. Тогда темпы роста производства с учетом сезонности составляли 24–25% в годовом выражении. Сейчас скачок производства может произойти во II квартале 2010 г., либо позднее – если предприятия сочтут предкризисный уровень запасов завышенным и продолжат их сокращение до точки нового равновесия запасов и продаж.
Платежеспособность обрабатывающей промышленности (соотношение оборотных средств и краткосрочной задолженности, коротких кредитов и кредиторской задолженности) уверенно растет, начиная с апреля 2009 г. Однако кредитование стагнирует, и на этом фоне нормальным можно было бы считать уровень платежеспособности выше докризисного уровня. Пока же можно говорить лишь о достижении этого уровня, а не о его превышении.

РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ НИЖЕ КРЕДИТНЫХ СТАВОК
Рентабельность продаж – это соотношение балансовой прибыли и оборота. Январский уровень этого показателя в обрабатывающей промышленности – около 8% – примерно в полтора раза ниже уровня последних предкризисных январей (см. рисунок 2). У большинства обрабатывающих отраслей, исключая металлургию, рентабельность сейчас не превышает 8%, то есть значительно ниже средней текущей ставки по банковским кредитам реальному сектору (по данным Банка России – 13%). Брать кредиты по такой ставке легко могут лишь сектора, связанные с добычей и переработкой топлива, где рентабельность продаж составляет около 20%.
Взаимное сближение рентабельности и ставок по кредитам и их уравнивание будет означать начало роста кредитования и выхода из кризиса. Величина ставки по кредитам – отдельная тема, но можно отметить, что она характеризуется низкой чувствительностью к попыткам Центробанка удешевить деньги. Ставки в большей степени определяются тяжелой ситуацией в реальном секторе экономики, в результате чего сформировался порочный круг: высокие ставки – низкая рентабельность – стагнация кредита – высокие ставки и т.д.
Снижение кредитования несмотря на уменьшение процентных ставок ЦБ говорит о высоких немонетарных рисках и формировании условий для создания в экономике кредитной ловушки: высокие темпы роста депозитов при торможении кредитования создают угрозу для выполнения обязательств банков перед клиентами.

БОЛОТО ВЕЛИКО, А ЗВЕЗД МАЛО
Есть ли в экономике сектора, способные помочь разрыву этого порочного круга?
К ним условно можно отнести производителей, демонстрирующих рост производства при росте рентабельности (правый верхний квадрант на рисунке 3). В данном случае мы используем не данные о рентабельности продаж, как на предыдущих двух графиках, а прямые данные Росстата о рентабельности как соотношении балансовой прибыли и себестоимости. Использование этого показателя позволяет охватить в расчетах большее число секторов промышленности – 162, чем в случае, если бы мы использовали расчет рентабельности к обороту.
Секторов промышленности, увеличивших в 2009 году выпуск при неизменной или снижающейся рентабельности, почти нет. Видимо, из кризисного болота можно вылезти не столько за счет кредита или помощи бюджета, сколько за счет наращивания собственных средств и повышения эффективности. Возможно также, что банки в условиях жуткой неопределенности и ситуации, когда «только трус платит по долгам», кредитуют только тех, кто сам увеличивает рентабельность.
Секторов, увеличивших в 2009 году и выпуск, и рентабельность, немного: всего 10 из 162. Это производители растительного масла, мяса и мясопродуктов, мукомольно-крупяных изделий и крахмала, рыбных консервов, обуви, мыла, моющих средств, парфюмерии и косметики, кормов для животных, продукции нефтепереработки, руд цветных металлов, а также соли, достигшие в 2009 г. рекордного для российской промышленности прироста рентабельности: на 50%, с 26% до 76%.
У 62 секторов промышленности в 2009 г. уровень рентабельности превысил уровень 2008 года, хотя в 2009 г. они демонстрировали падение выпуска (левый верхний квадрант на графике). Эти сектора можно отнести не к реальным, а к потенциальным лидерам восстановительного роста.
Наконец, около 90 секторов, то есть более половины отраслей, составляющих российскую промышленность, находятся в левом нижнем квадранте. Его можно назвать «Болото». Сокращение этого сектора – необходимое условие для возобновления кредитования и окончания кризиса. Ведь нынешний кризис – не циклический, а финансовый, и выйти из него без восстановления финансовых и, прежде всего, кредитных потоков невозможно.
Возобновление кредитования – императив с точки зрения подготовки к следующему кризису, который будет носить регулярный, то есть циклический характер. Изношенность производственных мощностей и инфраструктуры, усугубленная многолетним недоинвестированием, не оставляет российской экономике иных альтернатив, кроме возобновления кредитования и быстрого роста инвестиций.

Читайте также: Валерий Миронов. Социальная антикризисная политика вредна для экономики. Максим Кваша. Не ищите прибыль под фонаремНаталья Орлова. Реальный сектор отторгает денежные ресурсыСергей Моисеев. Сбербанку не нужны деньги. Другие статьи Валерия Миронова на Slon.ru смотрите здесь.