Боятся нас в Америке? Или того хуже – не замечают? Считают мудрым гигантом или Верхней Вольтой с ракетами? Социологические опросы рисуют слишком общую картину. Вот, например, согласно Gallup, доля американцев, у которых благоприятное мнение о России, колеблется примерно от одной трети до двух третей на протяжении 20 лет. Соответственно, доля негативно настроенных показывает обратную динамику. Вопросы типа «да/нет» не позволяют детальнее изучить представление о нас.
Как же заглянуть в душу жителю Штатов? Психологи в таких случаях проводят глубинные интервью и разнообразные тесты. Например, тест «Несуществующее животное» – человеку кажется, что он рисует диковинного зверя, а на самом деле он рисует свои переживания и страхи.
Мы поступили похожим образом: подсчитали количество обложек американского издания журнала The Economist, посвященных России, с 2000 по 2010 годы (эти данные доступны в интернете). Логично предположить, что редакторы ставили на обложку те образы, которые вызывали наибольший отклик в душе американца, соответствовали страхам и стереотипам читателя.
Конечно, мы не претендуем на научную точность, но предполагаем, что некое общее представление о месте России в бессознательном американца этот тест дает (строго говоря, американские обложки The Economist не сильно отличаются от британских, но все же отличаются, то есть особенности читателей из США редакторы при выборе обложки учитывают).
Кстати, читатель в США у The Economist непростой. Количество подписчиков – 633 000, средний доход – $172 000. Суммарные доходы американских домохозяйств, выписывающих журнал, приближаются к $1 трлн, что примерно равно ВВП Мексики и всего на 1/4 меньше российского ВВП). 16% из них – руководители компаний, а 42% принадлежат к высшему звену менеджмента, не говоря уже о том, что 59% совершают авиаперелеты 6 и более раз в год. В общем, элита. Что она думает о нашей стране?
Результаты представлены в таблице. Первое, что бросается в глаза: в США не очень-то о нас и думают (в принципе, это касается и Запада в целом, если учитывать, что обложки разных изданий журнала нередко совпадают). Например, в нынешнем году уже вышло 37 номеров и ни одной обложки с Россией.
Правда, один номер был посвящен развивающимся странам, но из трех статей по теме номера наша родина активно обсуждалась только в одной, а на обложку были вынесены индийский тигр с китайским драконом. Тема противоборства Китая и Индии была символически изображена еще на одной обложке, а отдельно Поднебесная украсила первую страницу двух номеров (Индия – один номер). Афганистан занял еще одну обложку, Ближний Восток – 2, европейские страны - 6, Штаты с их внутренними делами – 8, а остальные были посвящены глобальным проблемам.
Видно, что для американцев и западных читателей вообще Россия – это прежде всего Путин (9 из 15 обложек) и медведь (3 обложки). Из прочих символов нефть встречается 2 раза, оружие – 2 раза. Российский триколор попал на обложку 5 раз, из чего можно судить, что наш флаг американцы знают неплохо.
Заметно также изменение восприятия во времени. В начале нулевых России сочувствовали, а в Путине видели возможного реформатора и очень надеялись на совместную с США борьбу с терроризмом. Где-то в середине нулевых произошел перелом: начиная с 2006 года, появляются заголовки «Жизнь с сильной Россией», «С Россией шутки плохи», «Возрождение России». А в 2009 году визит Обамы в Москву был изображен как поход в раскрытую пасть медведя.
Интересно заметить, что кроме достаточно очевидных околороссийских тем (нефть, геополитика, газовые войны, «Курск», Беслан, грузинская война) на обложку попала смерть Александра Солженицына, который боролся с режимом в советское время. А вот ни один из борцов с режимом новой России туда не попал. Березовский, Чичваркин, Ходорковский и дело «Юкоса», марши «несогласных» – нам кажется, что Запад считает это важным и политику властей по отношению к оппонентам крайне осуждает. Однако если смотреть с точки зрения The Economist, то все это удостоилось лишь трех слов на обложке 2004 года: «Путин против демократии». Ну против – и против, лишь бы русский медведь всю нефть не выпил и Обаму не съел.