В Новосибирской области предвыборная кампания обещала немало сюрпризов. Ощутимо начал «качаться трон» губернатора Виктора Толоконского, возглавлявшего область с 1999 года, а до того бывшего мэром Новосибирска, в котором проживает более половины населения области. По громкому делу, связанному с одним из ОПГ города, были задержаны два Александра Солодкина (отец и сын). Солодкин-старший являлся советником губернатора по физической культуре и спорту, Солодкин-младший – вице-мэром Новосибирска. Семья Солодкиных была близка Виктору Толоконскому, что нашло отражение и в его ходатайстве за задержанных. Тем не менее, оба пока находятся в СИЗО, хотя их дело теперь выделено в отдельное производство.

Следующим, еще более неприятным для губернатора симптомом, было его исключение из партийного списка «Единой России», который в июле был направлен на согласование в федеральное руководство партии. В российской политической системе, которая функционирует, скорее, по принципам неформального влияния, чем по прописанным в законах распределениям полномочий, крайне важна демонстрация значимости той или иной персоны. Расстановка персоналий в «первой тройке» списка партии власти демонстрирует всему истеблишменту расстановку сил в руководстве. Список в Москву был подан «традиционный»: губернатор Виктор Толоконский, спикер областного совета (после выборов будет Законодательным собранием) Алексей Беспаликов и мэр Новосибирска Владимир Городецкий.

После довольно затяжной паузы список в Москве был подправлен: вместо Толоконского на первом месте оказался его зам Василий Юрченко, ближайший сподвижник губернатора Алексей Беспаликов опустился со второй строчки на третью, а Владимир Городецкий поднялся на вторую.

Политическая элита Новосибирска начала гадать, что бы это могло значить, и мнение, что время Толоконского на посту губернатора сочтено, стало распространяться все шире.

Как мы теперь знаем, Толоконский позже был назначен полпредом президента в СФО, а Юрченко стал новым губернатором Новосибирской области. И первая тройка списка ЕР удивительным образом снова приняла «традиционный вид». Уже позже просочились слухи, что между Толоконским и, условно говоря, Москвой, шел торг. В отличие от Лужкова Толоконский «ушел по-хорошему», причем ушел так, что вроде бы даже и остался, и поднялся в должности. Интересно теперь будет посмотреть, в какой последовательности Толоконский, Юрченко и Городецкий будут поздравлять новосибирцев с Новым 2011 годом.

Кроме «разборок наверху» на избирательную кампанию в Новосибирске наложился совершенно новый фактор, которого мы не наблюдали последние 10 лет. Впервые «повестку дня» выборов стали формировать не руководители города и области, не партийные функционеры и не политтехнологи, а простые граждане города.

После отсутствия дорожного ремонта в 2009 году (кризис) и тяжелой зимы 2009–2010 гг. новосибирские дороги превратились в крошево. Такими их не видели с 90-х. Новосибирск традиционно является одним из центров движения автовладельцев, борющихся за свои права. Спонтанно в интернете появилась идея вешать на машины наклейки вроде «Налоги есть, а дорог – нет», «Дороги – 3,14 здец», «Какой мэр – такие и дороги». Тема была настолько «разогрета», что на «затыкание дыры» в Новосибирск из федерального бюджета «кинули» почти полтора миллиарда рублей под флагом «партийного проекта» «Новые дороги «Единой России». Это самая большая сумма, выделенная какому-либо региону. Надо признать, что за лето дороги города приняли совсем другой вид. Впрочем, автомобилисты не спешат снимать наклейки, из-за чего у гостей города может возникнуть недоумение: ездят по прекрасным дорогам, а на каждой двадцатой машине наклейка про «дорог нет». Сами же автомобилисты опасаются, что новый ремонт «слезет» с дорог следующей весной.

Другая тема, активно муссируемая перед избирательной кампанией и в ходе нее – выросшие очереди в детские сады. В Новосибирске активно действует движение «Российским детям – доступное дошкольное образование» (РДДДО). После ряда акций вроде «детский сад в облсовете» и голодовок власти сделали вид, что крайне озабочены данной проблемой. Широко рекламируются разные программы: по постройке новых детсадов, развитию семейных, освобождению бывших зданий детсадов, в которых сейчас сидит кто угодно – суды, таможня, налоговая служба, коммерческие вузы. Но, по словам активистов РДДДО, реальный эффект этих действий – гомеопатический. Так, при очереди в 36 000 детей в Новосибирске в следующем году планируется ввести только 2000 новых мест в детсадах. В разрекламированные семейные детсады ходит только около ста детей. Комиссия по высвобождению зданий детсадов собиралась только два раза, и результат ее деятельности стремится к нулю. Реально было сделано только одно – уплотнили группы в детских садах, что позволило снять часть напряжения накануне выборов. Возмущение невыносимыми условиями в детсадах если и возникнет, то после выборов.

И в случае с дорогами, и в случае с детсадами партии шли за избирателями и группами активистов, защищающими коллективные права. Если «Единая Россия» изображала решение проблем (в случае с дорогами – присваивала себе «пиар-дивиденды» от траты бюджетных денег), то КПРФ обещала бороться за права граждан по всем поднятым проблемам.

Казалось бы, что при таких стартовых условиях избирательная кампания могла бы быть горячей и принести оппозиции много голосов. Коррупционные скандалы (все они, так или иначе, связаны с партией власти), наличие многочисленных групп населения, недовольных властями (кроме вышеперечисленных в Новосибирске также активны обманутые дольщики, и проходит довольно много выступлений против точечной застройки и вырубки парков) – все это могло стать козырями в избирательной борьбе. Но по сути партии продемонстрировали свою неспособность активно использовать возникающую «повестку дня». 

«Единая Россия» продолжает увлекаться «изображением деятельности». Это дает кратковременный эффект, но в будущем грозит серьезными осложнениями. Новое кардинальное отличие сегодняшней ситуации от вчерашней: вместо «электората» с короткой памятью партии теперь имеют дело с хорошо информированными группами активистов, и тем очень не нравятся попытки «водить их за нос» со стороны «Единой России».

Сложившихся организаций ЛДПР и «Справедливой России» в Новосибирске сегодня нет. Руководство региональных отделений обеих этих партий в 2010 году было сменено, партии сотрясали скандалы. В результате они с трудом набрали себе кандидатов в партийные списки, а кампании ЛДПР и «Справедливой России» ведутся теперь приезжими партийными политтехнологами – по стандартным «лекалам». Естественно, при этом нет ни достаточного учета местной «повестки дня», ни контакта с активными группами избирателей. 

Впрочем, кампания «Справедливой России» идет агрессивно по отношению к «Единой России», благодаря чему рейтинг «эсеров» растет. На начало кампании их рейтинг был меньше 5%, а сейчас они имеют шансы преодолеть семипроцентный барьер.

Единственная дееспособная партийная организация, кроме «ЕР», в Новосибирской области есть только у КПРФ. У коммунистов другие системные ограничения. Организация старая, «вросшая корнями» в систему неформальных связей новосибирской «элиты», поэтому КПРФ не может себе допустить, например, активную эксплуатацию «дела Солодкиных» в ходе кампании. Кроме того, партийная идеология и опора на «коммунистический электорат» вынуждает вести кампанию в традиционной для коммунистов манере. Тем не менее, обком КПРФ на сегодня из всех партий демонстрирует наибольшую открытость для «протестных групп».

В целом же электоральную картину области можно представить в виде огромного ледяного поля «путинского консенсуса», по которому начали бежать ручейки и кое-где появились трещинки. Ледохода пока нет, но он может вот-вот начаться.

Чтобы было понятнее, представим себе среднего россиянина, голосующего за «Единую Россию». Это человек, получающий в основном информацию из телевизора (ОРТ и РТР), житель села, считающий, что дела в стране идут более-менее и лучше ничего не трогать и не менять, а то станет хуже. Это огромный массив населения, не пользующийся интернетом и почти не интересующийся политикой. Сегодня идет процесс его «разъедания». Людей беспокоит ощущение некоего тупика, увеличения числа проблем, которые не только не решаются, но и никаких способов их решения не видно. Беспокоит нарастающий разрыв между радужными перспективами, которые рисует партия власти каждые выборы, и реальным состоянием дел.

В такой ситуации «Единой России» крайне невыгодно любое активное обсуждение имеющихся проблем. Только убаюкивание и мантры о прекрасном завтра позволяют ей удерживать своего избирателя в состоянии гипнотического сна. Надо признать, что новосибирским властям удалось сделать почти все возможное на уровне «верхов» партий, чтобы не допустить раскачки ситуации.

Предвыборные лозунги «Единой России» (кроме темы автодорог) лишены смысла и направлены на создание умиротворяющего настроения. Всюду видны билборды «Единой России» (другим партиям наружная реклама почему-то недоступна) с симпатичными лицами простых людей и лозунгом «За каждого из нас!». Кандидаты-одномандатники от ЕР используют незамысловатые лозунги «Кандидат от нашего района», «Академгородок – наш общий дом», «Время не ждет» и так далее.

Ни насущной повестки дня, ни проблем, реально волнующих жителей области, в этих лозунгах нам не найти и с микроскопом.

Естественно, «размывание» электората «Единой России» в городе идет быстрее, чем на селе. Характерно, что наиболее важные для партии власти кандидаты предпочли избираться по сельским округам.

Кампания в целом идет «ровно», ожесточенные битвы происходят только между отдельными одномандатниками. Только «Справедливая Россия» ведет агрессивную кампанию «политтехнологическими» методами: молодые люди в партийных накидках раздают на улицах тонны партийной макулатуры. И даже такая активность вызывает обеспокоенность у функционеров «Единой России». Видимо, и у них от этой кампании есть ощущение перехода по трещащему льду.

Ключевым на сегодня вопросом является: удастся ли «Единой России» преодолеть планку в 51%, который был заявлен в качестве задачи. Это будет «ростом» по сравнению с 2005 годом (тогда в «Единой России» не состояли ни новосибирский мэр, ни губернатор), но очевидным падением по сравнению с выборами в Госдуму.

Также очень интересен будущий результат «Справедливой России».

КПРФ и ЛДПР уверенно преодолевают 7%-ный барьер. КПРФ, видимо, будет иметь вторую по численности фракцию в Законодательном собрании.

«Обвал» рейтинга «Единой России» был вероятен в случае активной избирательной кампании. Сейчас вероятность этого мала, хотя все еще не равна нулю. Большинство депутатов по одномандатным округам также будут от партии власти, так что ей удастся сохранить большинство в заксобрании. В крайнем случае – «доберут» перебежчиками.

Наиболее важным результатом выборов в Новосибирское заксобрание будут те тенденции, которые они обозначат.