Предстоящие 10 октября выборы

 нельзя, конечно, назвать полноценными праймериз парламентских выборов 2011 года. Все-таки крупных, резонансных и важных в масштабе страны кампаний немного: только шесть региональных законодательных собраний и две кампании по выборам мэров региональных столиц, одна из которых – в Махачкале – является безальтернативной. Но все равно эти выборы означают для всех политических партий старт самой активной подготовки к тем выборам, которые пройдут в стране через год. Поэтому мобилизация партийного актива и непосредственно партийных лидеров вышла на новый уровень в сравнении с кампаниями прошлых лет. Это видно и по составу списков, куда включают множество статусных фигур, если они есть, конечно, чтобы привлечь избирателя. Видно и по информационным кампаниям, которые в ряде мест стали весьма жесткими.
Для «Единой России» эти выборы являются серьезным и непростым вызовом. В этом году явно наметилось снижение ее электоральной поддержки в регионах. Ситуация такова, что в сравнении с теми региональными выборами, которые проходили, как правило, пять лет назад, в тех же регионах партия, скорее всего, улучшит свои результаты. То есть политический итог для «партии власти» окажется положительным, большинство в депутатском корпусе будет получено и, скорее всего, с лихвой. Если не удастся получить его за счет пропорциональной системы, то спасут одномандатные округа, где обычно «единороссы» имеют заведомое преимущество. В частности, улучшится положение партии в Туве, где прошлые выборы она проиграла «Российской партии жизни». Весьма слабыми в прошлый раз были результаты ЕР и в некоторых других регионах, в частности, в Костромской и Новосибирской областях. Возможность улучшить результат у ЕР там тоже есть. 

Но если говорить о тех «планках», которые партия стала ставить перед собой на прошлых думских выборах и после них, то тут все далеко не блестяще. Выигрывать с 60% голосов становится все труднее, такие результаты возможны только в случае самого «управляемого» голосования, образцы которого, видимо, могут показать Тува и Белгородская область. После весенних выборов стали очевидны трудности с получением 50% голосов, а это очень важный политический и психологический барьер. Несомненно, опять будут регионы, где ЕР не наберет 50% голосов по спискам (но за счет округов все-таки получит большинство). На самом деле, риск опуститься ниже этой планки вполне реален в Костромской, Магаданской, Новосибирской и Челябинской областях, и только административные технологии могут изменить эту ситуацию. Еще сложнее ситуация в городах, которые становятся проблемой для ЕР и где пройдет ряд весьма интересных муниципальных кампаний, отличающихся более высоким уровнем межпартийной конкуренции, чем выборы региональных собраний. Неслучайно целый ряд городов так и не ввели партийные списки, поскольку власти опасаются повторения «тверского» сценария, успеха коммунистов или «эсеров». 


Для других партий победа остается недостижимой, кроме, может быть, ряда «мелких» муниципальных кампаний. Но КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия» имеют потенциал, чтобы повсеместно нарастить поддержку и вырваться из тех электоральных «гетто», в которых они находились последние 2–3 года. Проблема этих партий в неровной и зачастую слабой сети местных организаций, способных и готовых мобилизовать массового избирателя. Этим партиям приходится отправлять в регионы своих думских депутатов, ставить во главе списков своих лидеров, Жириновского и Миронова. При этом, на мой взгляд, у коммунистов есть хорошие перспективы в Новосибирской, Костромской, Белгородской областях. ЛДПР имеет устойчивую поддержку избирателей в Магаданской области. «Справедливая Россия» способна хорошо выступить в Челябинской, Костромской областях, а также бросает свое руководство на Новосибирскую область в расчете и там найти, наконец, массового избирателя. Так или иначе, у всех этих партий становится больше возможностей, чтобы выйти за пределы 20-процентной поддержки на электоральный «простор». А в городах возможны и сенсации. Но при этом расширение списка парламентских партий остается крайне маловероятным. Вездесущие «Патриоты России» не имеют существенного электората, а «Яблоко» и «Правое дело» хоть и представлены на выборах фрагментарно, но массовую поддержку избирателей не получают. 

Таким образом, парадокс в том, что у всех парламентских партий будут основания, чтобы заявить о своем успехе. Но при этом успех ЕР будет не столь масштабным, как в лучшие годы, а успехи других партий слишком скромными, чтобы изменить сложившуюся структуру партийной системы.