Новый столичный мэр Сергей Собянин всерьез взялся за улучшения дорожной ситуации города. Помимо строительства дорог и запрета парковки, градоначальник решил серьезно сократить количество офисов и торговых комплексов в центре Москвы. Дословно фраза, сказанная мэром на совещании, посвящённом проблемам дорожного строительства, звучит так: «Необходимо максимально прекратить строительство офисов и торговых комплексов в границах Третьего транспортного кольца». Идея верная, хоть и не новая. Москву давно нужно было децентрализовать, сместив центры деловой активности на окраины города. Внутри ТТК расположено более 50% всех офисных объектов класса А и B, суммарная площадь которых превышает 5 млн кв.м. При этом территория внутри третьего кольца составляет всего 8% от всей территории Москвы. Если жилье площадью 50 кв.м – это максимум два автомобиля, то офис той же площади дает нагрузку на окружающие дороги в 3–5 раз больше. Другой вопрос, как указание мэра будет выполнено. Главная интрига кроется в словосочетании «максимально прекратить». Например, если бы мэр сказал «запретить новое строительство», то было бы более или менее понятно: старые достоят, а новые – не появятся. Правда, новое строительство в ЦАО запретил в 2007 году Юрий Лужков. А фраза «прекратить строительство», подкрепленная наречием «максимально», звучит устрашающе. Тем более, что многие чиновники, чтобы доказать преданность новому мэру, могут проявить чрезмерное рвение. И поле для этой деятельности есть. Сегодня, по данным аналитиков Cushman & Wakefield, в пределах ТТК заявлено около 50 только офисных проектов общей площадью около 1 млн кв.м, находящихся на различных стадиях строительства. Конечно, не все проекты «пойдут под одну гребенку». По всей видимости, будет оцениваться каждая конкретная ситуация, например, как данный проект повлияет на транспортную загрузку. Slon.ru, опросив экспертов, выделил проекты офисных и торговых центров, с которыми московские власти могут сыграть в игру на выбывание. Критерии отбора были следующими. Во-первых, размер: были отобраны наиболее крупные проекты от 100 000 кв.м. Во-вторых – транспортная ситуация в месте строительства. Правда, этот критерий довольно условен, ведь внутри ТТК практически нет мест с хорошим трафиком движения. И в-третьих – стадия проекта. В «черный список» попали проекты, находящиеся на начальной стадии строительства: ограждение площадки, разработка грунта, возведение фундамента. Мы все-таки надеемся, что обойдется без динамита.